У престола Бога, в утро райских нег, все мы видеть станем красный, красный снег!
глава седьмая
А ЧТО ДЛЯ ЗАВТРА СДЕЛАЛ Я?
Критика бездействия
Надо только подождать?
Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов.
Карл Маркс — Людвигу Кугельману
Если конструирование грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем. Критерием истины является практика — и мы не можем знать как будут разворачиваться революционные события с точностью до человеко-часов. Мы не можем знать заранее — как развернется будущее. Но, что делать сейчас? И надо ли что-либо делать, может следует просто подождать лучших времен?
"Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика."
Карл Маркс, "Тезисы о Фейербахе"
Сначала отсекаем "ненужность" действия. Вульгарный материализм, засевший в головах некоторых немногочисленных левых, приводит нас к той метафизически детерминированной насквозь модели общества, которую как раз Маркс и критиковал. "Если всё развитие базиса произойдет и так само — зачем тогда вообще что либо делать?" Но мы забываем, что само — ничего в обществе не происходит — каждое событие или действие есть деятельная практика, которая и является отправной точкой познания, а познания необходимо для дальнейших преобразований, а воспитатель сам должен быть воспитан. "Само" — это когда кто-то что-то реально сделает, что в итоге приводит к другим действиям, и так далее. Наше будущее определено практическим опытом, а не начальными условиями во вселенной раз и навсегда. Формально: будущее определено, только невозможно понять без практики как именно.
"...нелепое представление идеологов: не признавая самостоятельного исторического развития различных идеологических областей, играющих роль в истории, мы отрицаем и всякую возможность их воздействия на историю".
Фридрих Энгельс — Францу Мерингу
Критика действия
Хорошо, а что из себя должна представлять эта самая практика?

В первую очередь надо трезво оценить текущую обстановку и положение дел, свои возможности и оглянуться на опыт прошлого. Затем начать консолидацию и заложить организационные основы. Но стоп! Целью нашей борьбы является не объединение, вернее это не есть конечная наша цель! Да и есть ли у нас качественные возможности для того? Цель есть изменение действительного мира вокруг нас по средству практики. Объединение и организация есть то, с помощью чего мы имеем шансы на изменения, то есть средством, так же и краткосрочной целью, НО

Каким образом процесс объединения мы планируем осуществлять? Только ли путем пропаганды? Набирая неравнодушных и сочувствующих в секты с понятными призывами и четкой идеологией, играя при этом в комичный цирк недопартстроительства? Это все равно что хлопать одной рукой или ходить на одной сломанной ноге.
Без реального базиса и активной классовой борьбы рабочий класс обречен на то положение, в котором он находится. Под реальным базисом — имеем в виду именно экономическую власть, основу на которой будет строиться власть политическая. Каким, скажите, каким способом неимущий, доведённый до отчаяния, еле способный удовлетворять минимальные потребности для выживания класс сможет не только что организоваться и выстоять в борьбе, но и заполучить политическое господство, в мире, где есть огромное количество органов государственного насилия, армия, полиция, спецслужбы? Либо ему власть упадет с небес, как манна, либо кто-то (другой захвативший экономическую власть класс) даст власть иллюзорную. В отсутствии оснований для власти — альтернатив не будет, права не дают, права берут! Диктат пролетариата не возможен без основы. Эта реальная основа и сплотит, по-настоящему объединит весь рабочий класс!

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
Учитывая все сказанное выше, учитывая откат или взлет всех радикальных или наоборот "расцвет" парламентских как бы левых сил, учитывая опыт СССР, что сегодня можно сделать для реальных и не иллюзорных изменений? Поднимать неподготовленный и разделенный отчуждением народ на final strike сейчас — не только смешно и комично, но и преступно, так как это самоубийство части рабочего класса, что лишь отдалит нас от светлого будущего. Безусловно, нашей задачей является слом текущего положения, уничтожение диктата капитала в его любой форме. Но предпринимать шаги отдаляющие от цели — разве не глупо?

Ну, а заниматься конструированием пластмассового макета общества спектакля в отдельно взятой организации — довольно скучно и ужасно противно, а главное бесполезно. В современном мире любая профессиональная деятельность требует многих лет обучения, и что же? "Профессиональным революционером" можно стать закончив двухнедельные курсы, неужели?
Учиться, учиться и ещё раз учиться коммунизму
Труженики — такая же часть производительных сил, как здания и компьютеры, а по значимости — самая незаменимая, так как это представители прогрессивного для революции класса. А если силы — есть материальный базис, значит его надо развивать! Без всестороннего образования стать тем самым человеком, который может производить в коммунистическую эпоху — невозможно, о чем писано еще в "Принципах коммунизма".

Но почему мы не ставим задач по немедленному развертыванию организации кооперативного движения и создания производственных мощностей прямо сейчас, как только выучим хоть какие кадры для решительных действий в этом направлении? Причина та же самая: сегодняшний базис требует наличия конкурентноспособных технологий, профессиональных кадров и самое главное — капитала для развертывания конкурентноспособной и не убыточной кооперации. Есть у нас прямо сейчас начальный капитал в кассе? А достаточное число нужных кадров? Нет.

Без реального базиса и активной классовой борьбы рабочий класс обречен на то положение, в котором он находится. Под реальным базисом — имеем в виду именно экономическую власть, основу на которой будет строиться власть политическая. Каким, скажите, каким способом неимущий, доведённый до отчаяния, еле способный удовлетворять минимальные потребности для выживания класс сможет не только что организоваться и выстоять в борьбе, но и заполучить политическое господство, в мире, где есть огромное количество органов государственного насилия, армия, полиция, спецслужбы? Либо ему власть упадет с небес, как манна, либо кто-то (другой захвативший экономическую власть класс) даст власть иллюзорную. В отсутствии оснований для власти — альтернатив не будет, права не дают, права берут! Диктат пролетариата не возможен без основы. Эта реальная основа и сплотит, по-настоящему объединит весь рабочий класс!
Иронично оставим цитату одного российского социал-демократа начала прошлого века:
Строго различать этапы, различные по своей природе, трезво исследовать условия их прохождения — вовсе не значит откладывать в долгий ящик конечную цель, вовсе не значит замедлять заранее свой путь.

Владимир Ленин
"Самодержавие и пролетариат"
назад
Глава шестая. Смотрим сегодня в завтрашний день
Принципы азбуки, как выражение азбуки принципов
вперёд
Глава восьмая. Иметь или не иметь?
Принципы азбуки, как выражение азбуки принципов
Made on
Tilda