У престола Бога, в утро райских нег, все мы видеть станем красный, красный снег!
Антон Ртов, Реутовский независимый кружок им. А.Гребнева
Редактура пролетариата
Запоздалая рецензия-конспект на книгу «Как ненасилие защищает государство» П. Гельдерлооса
…Под ником, в интернете написать революционную фразу – это, вообще говоря, предательство и подлость. Вы поставьте свою фамилию, имя, отчество, адрес <…> «Меня могут выгнать!» - Могут. Но вы же хотите революцию делать, чего вы боитесь, что вас с работы выгонят? <…> пишите в интернете ФИО, если вы еще не перешли на подпольное положение или не являетесь бойцом какой-либо революционной армии, за исключением Донбасса и Украины. И каких-то стран Латинской Америки
Александр Владимирович Бузгалин
из интервью 04.01.19 для Station Marx «Марксист всегда ищет причину»
Это высказывание, честно говоря, заставило меня немного задуматься. С каких честно заявить, что революция без винтовок и гранат может быть отложена на неопределенно долгий срок - это подлость, пусть даже из-под фальшивого аккаунта? В современном мире, где хорошо обученный школьник сможет попробовать вычислить тебя по айпи, несложно в течение суток найти личные данные любого революционера, пренебрегающего серьезными средствами интернет-защиты. Так что аргумент про подлость радикальных заявлений из-под ников со стороны взрослого и образованного человека довольно странно выглядит.
Гораздо интереснее другое - современные левые в большинстве своем всячески избегают темы политического насилия, либо прямо отрицают возможность проведения экстремальных политических практик, при этом они не складывают с себя самоназвания революционеров. Кто-то из них будет ссылаться на теоретические работы Ленина или Сталина, на написанные в позднем СССР книги о революции. Это притом что Ленин был не против проведения акций прямого действия в течение значительного периода собственной политической биографии, а Сталин участвовал в планировании экспроприации в Тифлисе, проведенной отделением Боевой Технической Группы при ЦК под руководством Симона Тер-Петросяна (Камо).
Тут нужна бешеная энергия и еще энергия. Я с ужасом, ей-богу с ужасом, вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали! А говорят ученейшие люди... Идите к молодежи, господа! вот одно единственное, всеспасающее средство. Иначе, ей-богу, вы опоздаете (я это по всему вижу) и окажетесь с «учеными» записками, планами, чертежами, схемами, великолепными рецептами, но без организации, без живого дела. Идите к молодежи. Основывайте тотчас боевые дружины везде и повсюду и у студентов, и у рабочих особенно, и т.д. и т.д. Пусть тотчас же организуются отряды от 3-х до 10, до 30 и т. д. человек. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога и т.д.
В.И.Ленин
Письмо в боевой комитет при Санкт-Петербургском комитете РСДРП, октябрь 1905 года.
Актуальность темы политического насилия растет с каждым днем и вот почему: конфликты внутри капиталистического мира становятся все более явными. Часть статьи лежала в черновиках с 2019, и тогда это могло быть не столь очевидно. Но сейчас в новостях все чаще упоминаются забастовки, тяжбы и прочие проявления недовольства. Пока что это просто борьба за более гуманный и удобный капитализм, но каков шанс, что через пару лет мы не увидим новых Жлобицких?


Левые лидеры мнений в Индии, которых уличают в "городском наксализме"
Кроме набивших оскомину рассказов о желтых жилетах (которые много бузили, добились пары несущественных уступок и постепенно сдулись), которым пел дифирамбы старик Кагарлицкий, в 2019 году в мире произошло множество других локальных событий, которые не всегда попадают в новости или не получают широкой огласки. «Широкая публика не заинтересована в таких новостях». Например, в 2019 году в Индии на фоне продолжения правительством неолиберального курса происходила очередная атака на правящую коалицию, сопровождавшаяся манифестациями и забастовками левых и левоцентристских групп. Национал-демократические крикуны из правящей "Бхаратия Джаната Пати" обозвали их «городскими наксалитами» (наксалиты - маоистские партизаны, действующие с 1967 года в сельских областях страны). Такого громкого имени, строго говоря, манифестанты недостойны, также как и желтожилетники недостойны звания революционеров, каким последних наградил «Рабкор», так как они хотели улучшить капитализм под себя, сделать его более социально ответственным и государственным, а не снести его к едрене бабушке и государство вслед за ним. Аналогичная ситуация происходит вокруг борьбы жителей района Кунцево с застройщиками из ПИКа в том же году – в Москве мы видим чисто гражданский протест, который, тем не менее, можно трактовать как симптом кризиса капиталистической системы.
На фоне обострения гражданских и экономических протестов растет правая реакция, и уж будьте уверены, граждане читатели, что в скором времени где-то в мире снова могут грянуть «Свинцовые годы». И снова суровые дядьки в спортивной одежде без знаков будут мудохать вашего батю за то, что он был вблизи от обрабатываемой нагайкой демонстрации, и кто-то будет бросать гранаты в офисы какого-нибудь Левого Фронта. Как косвенное подтверждение таких предположений, можно упомянуть о деятельности правых экстремистов в странах первого мира. Так, например, в Германии в ходе обысков, связанных с расследованием деятельности «Национал-социалистических рыцарей немецкого Ку-Клукс-Клана» в нескольких федеральных землях обнаружили более 100 единиц оружия, холодного и огнестрельного, причем никто не был арестован или осужден (https://www.telegraph.co.uk/news/2019/01/17/weapons-seized-police-raids-german-ku-klux-klan/). Видимо, слухи не врут и немецкое правое подполье до сих пор тесно связано с разведкой, либо с "Службой охраны конституции".

Оружие, изъятое у "Немецкого Ку-Клукс-Клана".

В США активно действуют правоэкстремистские группы вроде Atomwaffen Division (ныне распущена и переформирована в National Socialist Organisation). Как и ликвидированное полицией в 2011 году немецкое Nazionalsocialistische Untergrund, американские правые не гнушаются убийствами неугодных. Причем, у AD был филиал в Великобритании, как будто бы там и своих праваков-убийц не хватает. А они там есть.
Что касается России, то и у нас есть свои веселые ребята, готовые организовывать своим согражданам веселую жизнь хоть каждый месяц. Это казаки, православные нацисты из «Сорока сороков», а также не очень православные нацисты из множества других тусовок. Кто-то из них ручкается с Сергеем Бадюком, а кто-то нападает на митингующих против строительства храмов, как это было в 2016 на Бабушкинской, или на собирающуюся у памятника Пушкину либеральную толпу.
Что в данном случае делают левые медийные лица? Будучи в массе своей позорными слабаками и приспособленцами, стремящимися занять место левого монополиста в медиа- и политическом пространстве, которое какой-то период занимало (да и до сих пор держит) КПРФ, российские (и не только российские) лидеры мнений и объединений целиком уповают на полицию и легальный протест. Они хотят не столько перехода к коммунизму, сколько доступа к государственной власти и медиа. Об этом говорят послужные списки руководимых ими левацких организаций, ограниченные активизмом за сохранение госсектора и расширение социального государства. Тем не менее, даже при настолько ограниченном целеполагании левые движения не могут достичь каких-то значительных побед.

Одна из причин состоит в том, что, несмотря на красивые слова и махание флажками значительная часть левацких, да и почти всех остальных оппозиционных и гражданских тусовок в России и в мире, не могут пойти на принцип и на силовое противодействие, даже против хулиганов, что уж говорить про полицию. Скорее всего, проблема в том, что средний российский протестующий – представитель т.н. «среднего класса», которому есть, что терять, который боится больших перемен и который подвержен влиянию информационных потоков, направляемых капиталом для того, чтобы отвлечь массы от настоящей борьбы за права. В качестве косвенного доказательства - обратите внимание, как быстро некоторые лидеры мнений решили вскочить на хайптрейн волнений в Беларуси, и как задолго до этого деятели, например, СоцАльта пытались стать более публичными за счет участия в ЛГБТ-собраниях.
Видимо на свете существуют высшие силы, поскольку антифашизм приводит к какой-то удивительной безблагодатности в бою. Покойный Ваня Костолом, весьма крупный и увесистый самбист, на классическом видео со своим участием сам ложится лицом на асфальт и безропотно принимает побои, подвергаясь унизительной процедуре сдирания красных подтяжек. На ресурсах антифа в Интернете одно время была мода выкладывать фотографии разбитых щщей в доказательства верности идеям движа. Лишь единицы могли пережить столь щедрое получение этого продукта, и как-то укорениться в «прямом действии» от антифашизма, что обуславливало крайнюю немногочисленность в Москве и практически полное отсутствие во всей остальной стране.
Василий Федорович
"Белые шнурки", глава 17 "Плохой алкоголь и плохая жизнь"

Ненасильственная борьба представляет собой священную корову и удобную схему для имитации бурной деятельности и отговорок на случай безуспешности любой политической силы легального спектра. Во-первых, ограничение ненасильственными инструментами позволяет считать себя политической силой, не приступая к радикальным практикам и не покидая метафорический диван. То есть ненасилие – это средство покупки совести, напоминающее чем-то участие в благотворительности. Дескать, мы вышли на улицу, мы поборолись, а что успеха не добились - это неважно, зато наша совесть чиста. Во-вторых, вокруг ненасильственной борьбы поколениями складывался миф об ее эффективности. Миф, основанный на замалчивании отдельных событий, и не выдерживающий критики фактами. В-третьих, за любую попытку выйти из рамок ненасилия есть шанс получить пиздюлей от полиции и сопричастных организаций, то есть ненасилие – это выбор людей, не способных защитить себя или лишенных поддержки сотоварищей.
Поводом для возвращения к этому черновику стали два события: собственно, события в Америке, где Автономная Зона Кэпитал-Хилл не смогла выстоять против полиции, и пресловутое нападение националистов на "офис" РРП в Воронеже. Допустим, сторонники коммуны из Америки не презентовали себя как тру-революционеров, не были готовы к противостоянию и не представляли себе организацию такого территориального образования даже в приблизительном виде. Их можно понять, шанс построить коммуну крупнее одной квартиры случается не каждый день.
Но у нас есть совершенно эпическая история, случившаяся среди родных осин

Представьте себе: самопровозглашенная "Революционная партия" не может защититься на собственной территории от кучки гопников. У офиса нет охраны (хотя у других задрипанных партий вроде "Яблока" есть хотя бы просиживальщик штанов с кнопкой вызова ГБР), а у участников нет даже разрешенных законом средств самообороны, не говоря о чем-то более специфическом. И это в стране, где есть боевитая правая реакция. И это при условии, что РРПшники сами не загадили свой офис и не нафантазировали про себя такую историю.
Почему в моем учебнике по истории нет Малькольма Икс? Потому что он хотел обучать и освободить всех черных. Почему каждую неделю в моих книгах Мартин Лютер Кинг? Потому что он говорил черным, что когда их бьют, надо подставить вторую щеку.
Тупак Шакур
Альбом 2pacalypse now, трек Words of Wisdom
В условиях тотальной беззубости и безблаготатности левого движа нам на помощь приходит американский анархист с говорящей фамилией Гельдерлоос, то есть Безденежный.
Данная книга, на мой взгляд, обязательна к прочтению для большинства маленьких любителей активизма и сторонников «цивилизованной политической борьбы» (читай: жертв надувательства соглашателей, желтых профсоюзников и прочей буржуазно-республиканской шантрапы). Как и всякую политическую или историческую литературу, "Как ненасилие защищает государство" надо читать критически, так как вместе с железобетонной фактологией нас ждут чисто анархические и сугубо американские загоны, которые нельзя игнорировать и которые могут испортить впечатление от работы некоторым читателям.

Но для начала обратимся к биографии автора.
Питер изучал литературу, иностранные языки и антропологию в университете Джеймса Мэдисона в Харрисонбурге, но не окончил образование. С этого момента пишет эссе и статьи которые публикуются в местных и международных акитивистских изданиях. Автор нескольких книг.

Сотрудничал с организацией Anti-Capitalist Convergence в рамках антивоенных протестов S29 в Вашингтоне, США. Был участником акций протеста анти-ВЭф в роли демонстранта и журналиста. Участвовал в студенческом самоуправлении, активно сотрудничал с объединением студентов United Students Against Sweatshops и Обществом прав человека Узбекистана. Сыграл важную роль в организации акций Food not bombs и в формировании 181 Collective Space, анархистского центра в Харрисонбурге.
Русская Википедия

Одна из его книг посвящена путешествию по странам мира на велосипеде и знакомству с другими анархическими органиациями.

С одной стороны, человек вроде как занимался гуманитарными науками, но с другой стороны, он имеет несколько опосредованное отношение к вопросам истории и политологии: все же антропология – это немного другая дисциплина, нежели история, там несколько другие методы. Люди без специального исторического или политического образования при обсуждении и рассмотрении каких-то политических вопросов могут внезапно попытаться впихнуть невпихуемое, и сломать принятые в научном сообществе категории, так что несмотря ни на что книжку стоит читать осторожно.
Но, согласитесь, эта картина прекрасна: Анархист, после путешествия по миру и опыта безблагодатного политического активизма решил нанести удар по мифу о ненасилии и его эффективности. Причем мифу опасному, ведь на нем строятся целые политические стратегии и оценки деятельности разных движений.
Небольшой спойлер: Гельдерлоосу эта задача, на мой взгляд, удалась.
Но хватит бродить вокруг да около, давайте перейдем к книге. Книга разделена на 6 глав без учета введения, пять глав представляют собой разбор аргументов против ненасилия по одному: неэффективность, расистский заряд, этатичность, патриархальность и стратегическая ущербность. Последняя глава предлагает путь дальнейшего развития революционных сил. Разберем каждую главу по порядку.
Введение ориентирует нас на важный объект ненависти автора: американские государственные и частные структуры в лице Минобороны США и частной организации Stratfor, а также лично на главного апологета ненасилия, сотрудника американских структур и человека, ответственного за планирование «цветных революций» - Джина Шарпа.

Завершается введение довольно разумным абзацем, который не грех привести и здесь:

Как сказал бы Михаил Ромм, "исключительно интеллектуальное лицо"
Ненасилие — рука Государства, проникшая в движение за лучший мир. Нам нужно всё яснее показывать, что ненасилие — как единственная практика — не метод борьбы, а попытка умиротворения, поддержанная теми, чья работа заключается в подавлении сопротивления. Нужно продолжать исследовать методы борьбы, признающие неизбежную реальность социального конфликта, чтобы найти эффективный баланс между всеми возможными формами участия в нём — от актов разрушения, саботажа и самозащиты до создания проектов, позволяющих нам поддерживать себя, исцелять своё сознание и общаться с остальным обществом.
То есть, политическое насилие не должно быть единственным средством борьбы, но дурак тот, кто думает обойтись целиком без насилия в деле завоевания средств производства и самоуправления. Это и должно отличать нормальную революционную партию от цирка им. Серго Биеца – умение идти на организованное насилие перед лицом необходимости и существование налаженного контакта с массами. И если последнее направление очень медленно, но все-таки развивается усилиями множества окололевацких онлайн-проектов, то первое забыто и является уделом маргиналов. И это прискорбно, так как ненасилие само по себе неэффективно и в первой главе Гельдерлоос это раскрывает.
Собственно, суть первой главы можно свести к следующей идее:
Факты показывают, что ненасилие неэффективно, вопреки насаждаемому медийному мифу, который, приписывая все заслуги соглашателям, исключает параллельные боевые движения из общественного сознания и обвиняет их в провалах мирного движения. Мол, «Мы бы спокойно митинговали и обязательно победили бы, если бы организациянейм не начали драться с полицией». Тогда как на самом деле, именно группа экстремистов, готовых на насилие, формирует условия, в которых государство готово идти на переговоры и сдавать позиции.
Собственно, подкреплен тезис несколькими историческими примерами, каждый из которых сам по себе был бы достаточно доказательным, если бы не пара сомнительных моментов.

Например, вопрос «успеха» индийского ненасилия раскрывается так:
Англичане утратили возможность поддерживать колониальную власть, потеряв миллионы военных и большое количество других ресурсов в двух крайне жестоких мировых войнах, вторая из которых стала особенно опустошительной для «метрополии». Ожесточённая борьба арабских и еврейских вооружённых формирований в Палестине с 1945 по 1948 гг. привела к дополнительному ослаблению Британской империи и показала ей, как велика вероятность того, что индусы оставят гражданские протесты и в массовом порядке возьмутся за оружие, если их долго игнорировать.

Казалось бы, все в принципе корректно. Но при всем этом Гельдерлоос не сказал ни слова о стачечном движении и о росте числа индийцев с опытом военной службы, вроде «Азад хинд», хотя лидер «Азад хинд» С.Ч. Бос Гельдерлоосу знаком.
Индийское освободительное движение проиграло. Англичанам не пришлось оставить Индию. Они предпочли трансформировать колониальное управление территорией в неоколониальное. Какая победа позволяет проигравшей стороне диктовать победителям время и метод их прихода к власти? Англичане написали новую конституцию и передали власть в руки тщательно отобранных преемников. Они раздули пламя религиозного и этнического сепаратизма, чтобы Индия осталась разделённой, далёкой от мира и процветания, зависимой от военной помощи и другой поддержки европейских государств и США.
В принципе, если взглянуть издалека, то все так и есть. Однако, для удобства аргумента Гельдерлоос игнорирует действия правительства Конгресса, направленные на достижение экономической самостоятельности страны, советскую экономическую помощь, а также деятельность комитета по планированию вплоть до неолиберальной реформы 1991 года.
Более того, Индия потеряла реальную возможность осмысленного освобождения от легко различимого иноземного господства. Теперь на пути любого освободительного движения встанет ещё и местный капитализм, а также более развитое правительство, причём в борьбе с ними придётся соревноваться с отвлекающими от первоначальной цели проявлениями национализма и этнического/религиозного соперничества. Подытожим: освободительное движение в Индии в XX в., безусловно, проиграло.
Национал-освободительное движение Индии было изначально движением национальной буржуазии, к которому присоединились пролетарские и крестьянские движения. Каких-либо других способов вести национал-освободительную борьбу в тех условиях просто не было, что уж говорить про возможность перескочить из полуфеодальной экономики к экономике по-настоящему социалистической. Безусловно, национал-освободительное движение Индии было, по большей части, движением буржуа-соглашателей, которые были бы рады подавить рабочие выступления, как только они начнут угрожать положению буржуазии в регионе, кабы эти самые выступления не помогали подрывать силы колонизаторов.
Победило ли движение? Правда тут находится посередине. С точки зрения установления власти национальной буржуазии, движение за свободу Индии, безусловно, победило. И, по большому счету, для большинства населения победа Конгресса и последовавшие преобразования были благом. Но, вопреки сказкам современной пропаганды, эта победа была достигнута благодаря активному экономическому и практическому сопротивлению. Это было стачечное движение, это были партизанские отряды, это были зачинщики городских беспорядков, это были саботажники. Так что в этом вопросе Гельдерлоос не вполне прав.

Следующий аргумент – движение за нераспространение ядерного оружия. С какого-то хера Гельдерлоос соотносит борьбу с распространением ядерного оружия с борьбой против ядерной энергетики. Вот что он пишет:
…очевидно, что распространение ядерного вооружения до сих пор продолжается по мере необходимости. Сегодня это приняло форму разработки тактических ядерных боеголовок и новой волны проектирования атомных электростанций. В итоге похоже, что властям удалось свести всю проблему к своей внутренней компетенции, уйдя от парадигмы противостояния между социальным движением и правительствами. Чернобыльская катастрофа и ряд ситуаций в США, почти доведших до подобной аварии, пказали, что ядерная энергия (важный компонент развития ядерного оружия) по сути стала тяжкой обузой; даже если правительство сосредоточено на завоевании мира, протестующему нетрудно поставить вопрос о полезности направления гигантских ресурсов на развитие ядерного вооружения, когда мы и так располагаем достаточным количеством бомб для уничтожения всей планеты, притом что все войны и тайные операции после 1945 г. велись с использованием других технологий.
Вероятно, Петька-гуманитарий не в курсе, что развитие атомных электростанций, занимающихся производством электричества, не обязательно предполагает их дальнейшую перепланировку в центры производства ядерного оружия. С точки зрения экономики и экологии, вопреки мнению ядерных параноиков, АЭС – это один из наиболее экологичных и эффективных способов производства электричества в принципе. В то время, как любители «зеленой энергии» дрочат на свои ветряки, которые негде ставить, и солнечные панели, которые неизвестно как утилизовать (и которые все равно придется дублировать ТЭСами и ГЭСами), АЭС работают независимо от погодных условий. Для их работы не нужно так сильно калечить природу, как при строительстве плотин, не нужно жечь газ или нефтепродукты, как в случае с ТЭС, рядом с которыми жить просто невозможно. Да, ядерная энергия – это инструмент двойного назначения, но как много наших достижений в области науки и техники являются таковыми? Может быть нам еще и от токарных станков отказаться, потому что на них можно сделать детали для оружия?

Черные солдаты во Вьетнаме приветствуют друг друга принятым среди этнических групп "жестом силы" - приветствием Рот-Фронта
Дальше Гельдерлоос хотя бы начал писать про ту тему, в которой, очевидно, он разбирался – то есть тему американских гражданских движений 60-х годов и движения против войны в Ираке, по которой мне нечего возразить. В 1960х успех движений за гражданские права и против войны был обеспечен насилием против государственных институтов (Гельдерлоос приводит погромы в Бирмингеме и Олбани в Джорджии), а также успехами Вьетконга и неудовольствием военнослужащих США. В частности, явными проявлениями такого неудовольствия были «фраггинг» - убийство собственных офицеров и формирование радикальных этнических объединений внутри армии. Тогда как движение против войны в Ираке было рафинированным сборищем мирных активистов, которые не сумели ни предотвратить войну, ни обеспечить вывод войск из страны раньше, чем того хотелось власть имущим. Кроме того, бесперспективность пацифистского сопротивления в оккупированной фашистами Европе автор сумел неплохо показать. Впрочем, кому, как не жителям бывшего СССР, проще понять, что связка динамита и автомат лучше способствуют победе над захватчиками, чем сидячие забастовки, вроде таковой в гетто Вильнюса в 1941.
Проще говоря, если движение не является угрозой, оно не может изменить систему, основанную на централизованном принуждении и насилии, и, если движение не осознаёт и не использует силу, делающую его угрозой, оно не может уничтожить такую систему. В сегодняшнем мире правительства и корпорации имеют почти полную монополию на власть, важной частью которой является насилие. Если мы не изменим отношения, построенные на иерархии (желательно также уничтожить инфраструктуру и культуру централизованной власти, чтобы сделать невозможным подчинение нескольких одному), то те, кто выгодно использует всепроникающее структурное насилие, те, кто сейчас контролирует войска, банки, бюрократии и корпорации, будут по-прежнему всем заправлять. Элиту нельзя уговорить воззваниями к их совести. Отдельных людей, готовых задуматься и прийти к лучшей системе ценностей, — уволят, сместят, заменят, отзовут, убьют.

Снова и снова люди, сражающиеся не за фетиш отдельной реформы, а за полное освобождение — за возврат контроля над нашими собственными жизнями и возможность самостоятельно определять свои отношения с людьми и окружающим миром, — будут убеждаться, что ненасилие не работает, что мы имеем дело с правящей структурой, упорно держащейся за власть, игнорирующей обращения к совести и достаточно сильной, чтобы перемолоть непокорных и несговорчивых. Нам нужно вернуть себе истинную историю сопротивления, чтобы понять, почему мы проигрывали в прошлом и как именно нам удавалось добиваться своих скромных успехов. Нам также нужно понять, что все виды социальной борьбы, кроме организуемых абсолютно мирным и поэтому бессильным народом, включают в себя разнообразные тактики. Осознание того, что ненасилие никогда за всю историю не приводило к победам на пути к революционным целям, открывает нам дверь для рассмотрения других важных недостатков ненасилия.
Тезис следующей главы в какой-то степени сопряжен с американскими левыми закидонами вроде «белых привилегий»: ненасилие - орудие расистов.

Ненасилие является в современном контексте изначально привилегированной позицией. Помимо того факта, что типичный пацифист, как известно, является белым представителем среднего класса, пацифизм как идеология происходит из привилегированной среды. Он игнорирует то, что насилие уже здесь, то, что насилие является неизбежной, неотъемлемой структурной частью существующей социальной иерархии, и то, что подвержены ему, в первую очередь, именно цветные. Пацифизм предполагает, что белые обыватели, не знающие нужды в удовлетворении всех своих базовых потребностей, могут советовать угнетённым, многие из которых имеют другой цвет кожи, терпеливо страдать от насилия, немыслимого для «советчиков», — до тех пор, пока Большой Белый Отец не снизойдёт до рассмотрения требований движения или пацифисты не достигнут, наконец, пресловутой «критической массы».
Может быть это мое восприятие, но я не вижу в этом расизма. Навязывание мирного протеста эксплуатируемым массам – характерная черта любой буржуазной политической организации, вне зависимости от того, насколько эксплуатируемая масса чернее или желтее, чем лидеры ее мнений. Вторая глава – она не столько про расизм, сколько про манипуляции сознанием, лицемерие и про инкорпорацию «ненасильственных» групп в буржуазный политический процесс.
Прикрываясь частым и манипулятивным использованием в качестве номинальных лидеров «прирученных» цветных представителей, пацифисты следуют тактическим и идеологическим стандартам, сформулированным почти исключительно белыми теоретиками. Хотя революционному активисту не так-то просто найти у белых теоретиков что-нибудь о методах насильственной борьбы, учителя пацифизма, наоборот, по преимуществу белые (например, Дэвид Деллинджер, братья Берриганы, Джордж Лэйки, Джин Шарп, Дороти Дэй и А. Дж. Маст). Статья в поддержку пацифизма, опубликованная в подходящем для этого месте, журнале «The Nation», размахивает именем Ганди как флагом, но для обозначения чёткой стратегии цитируются в первую очередь белые учёные и активисты. Другая статья по ненасилию, рекомендованная пацифистским борцом против Школы Америк всем непацифистским активистам, сомневающимся в стратегической глубине пацифизма, опирается исключительно на белые источники.

Эдвин Баккер, профессор Лейденского университета, ведущий курса по терроризму и антитерроризму на Coursera
Честно говоря, когда я читал эту книгу впервые, я удивился тому, как «проблема белоцентризма» много значит для иностранной интеллектуальной среды. Вместо того, чтобы стремиться сделать вышку доступной для всех, они постоянно делают заявления вроде «Мы озабочены тем, что среди исследователей проблемы Х слишком много белых». Этим сверкают не только ненавистные мамкиным консерваторам люди из «левой профессуры», но и представители эстеблишмента без четкой позиции. Например, в курсе Лейденского университета по исследованиям терроризма на портале Coursera этот вопрос поднял сам автор курса – типичный европейский бюргер, который, волей или неволей выступает в защиту современного общества и не приемлет насилия снизу.
Тезис 3 главы: ненасилие – это принятие заведомо подчиненной государству позиции, тогда как необходимо подрывать монополию эстеблишмента на грубую силу. Лучше эту главу прочесть самостоятельно, тут придраться не к чему. Пожалуй, это первая безупречная глава во всей книге – без сугубо западных закидонов, без проблем с фактологией и здравым смыслом. Да и еще со ссылками на Франца Фанона, вообще класс, без иронии
Несмотря на историю репрессий, сторонники ненасилия часто доверяются органам государственного насилия не только для защиты себя, но и для достижения своих целей. Даже если такое доверие не всегда ведёт к явным катастрофам, подобным бойне в Гринсборо, это всё равно не может оправдать ненасильственную позицию. Пацифисты, заявляющие, что избегают насилия, помогали десегрегации школ и университетов по всему югу США, но в конечном счёте именно вооружённые отряды Национальной гвардии позволили первым чёрным учащимся войти в эти школы и защитили их от насильственных попыток изгнания. Если пацифисты не могут защитить собственные достижения, что они будут делать, когда не смогут располагать организованным насилием полиции и Национальной гвардии? (Кстати, интересно, а запомнили бы пацифисты десегрегацию как поражение ненасилия, если бы чёрным семьям пришлось прибегнуть к «Священникам за защиту» вместо Национальной гвардии, чтобы защитить своих детей при входе в эти школы «только для белых»?) Десегрегация учреждений была удобна правящей структуре, основанной на белом господстве, поскольку это разрядило кризис, увеличило возможности для кооптации чёрного руководства и стимулировало экономику, — и всё это удалось сделать без устранения расовой иерархии, столь фундаментальной для американского общества. Итак, для помощи в десегрегации университетов была призвана Национальная гвардия. Но не так сложно представить себе набор революционных целей, на защиту которых Национальная гвардия не встанет никогда.
А вот четвертая глава заведомо слабее, потому что тут начинаются закидоны про патриархат. Может быть, я просто мужлан, но мне трудно как-то было при первом прочтении проникнуться темой угнетения женщин и трансгендеров, особенно в странах первого мира, где для противостояния насилию в их отношении есть множество рычагов (многие из которых, впрочем, удастся подергать только за немалые деньги). Впрочем, проблемы патриархата касаются не только их.
Идея автора такова: патриархальные порядки предполагают, что до достижения критической массы людей, желающих преобразования (которое не может быть воинственным/насильственным, иначе согласно этим же порядкам тебя подвергнут репрессиям и остракизму), любое насилие необходимо терпеть. Следовательно, навязывание ненасилия сродни навязыванию патриархата.

В патриархальной структуре человек обязан либо принимать навязанные порядки, либо покинуть эту самую структуру. Любая попытка сопротивляться этой самой структуре, индивидуальная или групповая, будет восприниматься другими участниками как безнравственное покушение на священные столпы организации/сообщества. В бытовом контексте такая точка зрения часто выражается обывателями в комментариях под разными жуткими историями про домашнее насилие. Дескать, «если муж тебя мудохает – либо терпи, либо просто тихо уйди, а сопротивляться ему как-либо не смей, потому что иначе он тебя изобьет пуще прежнего или просто замочит». Похожие комментарии можно увидеть и под новостями про забастовки - "Если не нравится работа, поменяй работодателя, а бастовать не стоит". Патриархальные порядки, по мнению Гельдерлооса, навязываются не просто институтами, а обществом в целом.

На "Медиазоне" была довольно интересная статья про то, как самозащита от домашнего насилия оборачивается тюрьмой, эта карикатура оттуда. Взаимоотношения между государством и обществом местами оказываются очень похожи - либо тебя эксплуатируют и тобой помыкают, либо ты решаешься на ответное насилие и с тобой что-то случается.
В качестве альтернативы такому порядку предусматривается как создание среды, свободной от гендерного насилия, так и активное сопротивление патриархату, сопряженное с подготовкой женщин по программам самообороны и непосредственным контрнасилием против особо ярких патриархальных деятелей.

Я бы по этому поводу сказал вот что: проблема навязывания такого взгляда на насилие в семье и в обществе – это проблема не только женщин и всяких трансов, это проблема всего общества. Таким порядкам (которые я бы скорее назвал патерналистскими, нежели патриархальными, чтобы избавиться от привкуса современного феминизма) подчинены по умолчанию почти все человеческие сообщества. Но чтобы к этой идее люди прислушались, имело бы смысл придумать для нее заменяющий термин, т.н. «собачий свисток», чтобы избавиться от ассоциаций с мерзкими феменистками из западного интернета.
Следующий, без сарказма шедевральный эпизод книги – пятая глава, критика пацифистских тактик и стратегий. Для Гельдерлооса насилие и ненасилие – это, в первую очередь, общие термины, объединяющие разные тактические подходы, которые должны определяться целями и исходящей из них стратегией движения – короче, основы планирования. Для настоящих анархистов и коммунистов конечная цель – одна, но разные стратегии. Против них обоих играют такие вещи, как отдаленность достижения этого конечного результата и тяжелый историко-нарративный груз (например, при попытке рассказывать людям про коммунизм обыватель тут же вспомнит самые жуткие сказки, которые сформировал буржуазный нарратив за время Холодной Войны). Поэтому определенный успех имеет мнение о том, что надо концентрироваться на «более достижимых целях», в том числе вредных и укрепляющих зависимость человека от государства (например, расширение буржуазной социалки).

Разработка стратегии на долгий и средний срок – огромный труд, к которому многие ливарюционеры не приспособлены и которому не обучены, в результате мы видим то, как тактика определяет стратегию, и стратегия летит к едрене матери. В то же время, реформисты и ненасильственники, которые гоняют кампании по самым мелким поводам, гораздо лучше умеют планировать стратегию, но только на короткие сроки, потому что решение масштабных проблем силами реформ – это практически всегда фиаско. Поэтому «мирные протестующие» стараются избегать долгих целей.
Кроме проблемы планирования, у ненасильственных «радикальных» активистов присутствует такая проблема как самоограничение. Если в рыцарских романах и хрониках сражающийся одной рукой против армии врагов раненый Баярд выглядит внушительно и мужественно, то когда реальное политическое движение, которое находится в процессе завоевания политического веса или чего-либо более значительного, сознательно ограничивает себя в средствах борьбы – зрелище из внушительного становится болезненным.

Питер Гельдерлоос делит стратегии ненасильственных активистов на 4 вида: морализм, лоббизм, формирование альтернатив и неповиновение.
Стратегия морализма предполагает попытку формировать общественное мнение. Морализм может принимать разные формы, от утверждения высшей моральной ценности того или иного действия (например, голосовать за поправки в конституцию – это правильно, потому что так действует сознательный и ответственный гражданин, который верит в Христа и не любит гомиков) до просветительской деятельности (кружки Голгофы, Ленин Крю, Импульса, Союза Марксистов и проч.).

Моралистическая стратегия предполагает бомбардировку информацией, создание информационных платформ и распространение выгодных организации сведений. Но у этого подхода ряд недостатков:

- неспособность конкурировать с буржуазными и государственными мозгопромывочными аппаратами. Буржуазные СМИ охватывают большую аудиторию, а государству довольно легко заглушить невыгодный орган;

- проблемы усвоения информации среди людей с разным уровнем образования. Например, несознательный слесарь Вася в рот ебал ваши сложные рассказы про истмат и кооперативы, ему бы детей вырастить и самому не пропасть, а сознательный студент филфака Петя вполне себе может выдержать лекцию про «Капитал» и что-то даже понять. Впрочем, на месте студента Пети может оказаться благоустроенный менеджер Гоша, которому нафиг не нужна ваша революция, и который относится ко всему сказанному про будущее общество со скепсисом и недоверием, подкрепленным пропагандой из медиа;

- вера ряда «просветителей» в силу идеи, в соревнование идей и их волшебную мобилизующую силу.

Ну тут нельзя было обойтись без упоминания одного из претендентов на звание чемпиона по расколам.
И это просто общие проблемы, без специфики. А если учитывать специфику, то просвещение отлично может дополнять многие другие стратегии, или способствовать формированию специфических коллективов, которые могут оказаться как очень полезны, так и очень вредны. Например, морализаторские организации могут оказаться очень пассивными и неспособными на самостоятельную деятельность, не руководимую каким-то меньшинством, морализаторские группы уязвимы к расколам и манипуляциям, и т.д.
Кроме того, через качественные моралистические организации возможно обеспечение предварительной социализации людей с общими убеждениями и их мобилизация для перехода к высшим формам деятельности, вроде создания независимых источников финансирования политической организции, одной или нескольких (например, кооперативы).
Лоббистский подход – тут все ясно, создание буржуазной тусовки, которая будет вкладывать деньги в продвижение той или иной идеи, законопроекта и т.п. в парламенте. Проблемы этого подхода таковы:

- слабость антибуржуазного лобби. Вопреки басням праваков про то, что «Запад пожирает сам себя», западные финансисты и политики не будут поддерживать революционеров. Купить достаточное количество парламентариев просто не получится, для этого не хватит денег, плюс многие парламентарии сами по себе бизнесмены и не захотят жертвовать своим благополучием и капиталом во имя сколько-нибудь радикальных требований;

- беззащитность против «показательного преклонения» - когда власть заинтересована показать то, что она якобы слушает мнение разных лобби, она может слегка изменить или переименовать неугодный лобби институт, убрать пару одиозных участников этого института, но сохранить его главную суть. После этого ВНЕЗАПНО лобби внезапно теряет весомую часть поддержки.


Альтернативистский подход представляет собой формирование альтернативных буржуазному государству и экономике институтов и отношений. Он очень важен при ведении революционной борьбы, но сами по себе альтернативные институты беззащитны и могут быть подавлены, если альтернативщики либо не впишутся обратно в старую систему каким-либо образом, либо не сумеют защитить себя силой оружия. Например, Автономная Зона Кэпитал Хилл – типичная беззащитная альтернатива и ее судьба должна быть новым примером того, как организовываться не следует.
Неповиновение – массовый отказ подчиняться, призванный парализовать жизненно важные государственные системы, по словам Гельдерлооса, «самая свободная из ненасильственных стратегий». Акции неповиновения могут доходить до насилия и преступлений против собственности, они могут повлиять на новые решения власть имущих (не обязательно в лучшую сторону), но акция неповиновения сама по себе не может обеспечить захват власти.

Отказ от политического насилия по мнению Гельдерлооса также ведет к «самозакапыванию» протестантов в медиа. Вместо того чтобы оправдать действия дерущихся или вандалящих протестующих жестокостью и несправедливостью нынешнего порядка, ненасильственники просто открещиваются от боевиков. Это явно не способствует ни сплоченности внутри движения, ни улучшению имиджа революционного руководства.
… В угнетении и грубом обращении с моим народом.

Я обвиняю тебя в грабеже, в лишении меня своей истории,

<…>

И присяжные выносят вердикт о виновности по всем пунктам
Тупак Шакур
2pacalypse now - Words of Wisdom
Так почему же ненасилие до сих пор имеет множество сторонников? Причин много, среди них одной из самых фундаментальных являются обман и самообман, выражающиеся в бомбежке пропагандой через СМИ, развлекательные медиа и научную литературу, пересказывание полуправд и исключение боевых активистов из нарратива. Одним из примеров такого позорного самовыпячивания пацифистов является статья «Анти-RAF», опубликованная в 2019 на сайте «Социалистической Альтернативы» и разобранная А. Звенигородским (https://vk.com/longincrew?w=wall-112397428_3432).

Советская "Антирелигиозная азбука" 1933 года (художник Михаил Черемных) о соглашательской деятельности М.Ганди. В течение своего политического пути Ганди несколько раз срывал действия своих политических "союзников" с целью предотвратить обострение конфликта и начало полноценной национал-освободительной войны, среди таковых - прекращение движения несотрудничества после инцидента в Чаури-Чаура в 1922 году и пакт Ганди-Ирвина 1931 года. В определенный момент Ганди оказался под давлением и был вынужден покинуть Конгресс и уступить лидерские позиции С.Ч.Босу и Д.Неру.
Например, противники насильственных стратегий и тактик говорят, что насилие – это путь для недисциплинированных, импульсивных, эмоциональных, и т.п. Тогда как факты говорят нам о том, что люди, которые занимаются вооруженной политической борьбой, гораздо более дисциплинированы и подкованы в вопросах теории и идеологии, тогда как противники политического насилия повторяют один за другим старые политические сказки. Мирные говорят, что насилие – это «легкий выход», тогда как на самом деле подготовка жесткой акции требует гораздо большего напряжения сил, нежели мирная акция, и такие акции имеют более далекоидущие последствия. Мирных активистов ничего не обязывает быть верными своей идее, они в любой момент могут поднять лапки кверху и перейти на позицию лояльности новому режиму. И тому подобное. Эта глава очень объемная и воспроизводить ее здесь не так удобно. Лучше прочтите сами.
Окей, спросите вы, а что же предлагает Гельдерлоос? Антиавторитарную децентрализованную структуру с широкой автономией подразделений, императивными мандатами, плюрализмом стратегий и т.п. Но пара вещей остаются неясными. Например, как подчинить такую разрозненную толпу людей какому-то общему плану? Как спасти такую беспартию от доминирования «мирных»? Как обеспечить защиту организации от агентов полиции? На эти вопросы ответа автор не дает, но дает довольно дельный совет революционерам настоящего и будущего:
Нам нужно принять тот факт, что революция — это социальная война, не потому, что мы любим войну, а потому, что осознаём: текущий статус-кво является вялотекущей войной и вызов государству приведёт к интенсификации этой войны. Мы также должны принять то, что революция делает неизбежным межличностный конфликт, поскольку определённые классы людей наняты защищать централизованные институты, которые мы должны уничтожить. Людей, продолжающих обесчеловечивать себя, выступая агентами закона и порядка, нужно побеждать любыми необходимыми способами до тех пор, пока они не смогут больше мешать автономной реализации народом его нужд.
Пожалуй, это все, чем я хотел бы поделиться. Советую прочесть оригинальную книгу Питера Гельдерлооса, благо она короткая, и советую задуматься о собственной готовности к тому, как вы будете применять изученные в кружках и в процессе самообразования сведения в реальном мире, и не стоит ли научиться чему-то еще.
Братья! Сестры! Ниггеры! Когда я говорю «Ниггер», я имею в виду не того «ниггера», которого мы привыкли бояться. И не того «ниггера», которым мы зовем друг друга так, как будто бы это ничего не означает. Для меня это значит «Never Ignorant, Getting Goals Accomplished» (всегда сведущий и целеустремленный), нигга. Нигги, что же мы будем делать? Слепо ходить рядком или сражаться? Сражаться, и умирать, если это необходимо! Умирать, как ниггеры.
— 2pac, Words of Wisdom
Как всегда, редакция и коллектив авторов открыты к дальнейшей дискуссии, как в комментариях, так и в формате обмена статьями.
Made on
Tilda