У престола Бога, в утро райских нег, все мы видеть станем красный, красный снег!
Дебор г**дон тупорылый, как твой батя
Богдан Востоков
Провокационный человек заслуживает провокационного некролога. Превосходная идея не заслуживает столь грубого и отвратительного опошления. "Общества спектакля" не отмыть от Бодрийяра, но попытка — не смертельная пытка.
Должно быть вы уже слышали о так называемом Обществе спектакля, если интересовались работами западных марксистов второй половины двадцатого века. Ги Дебор выпускает в 1967 году свой главный одноименный труд, открывая ряд новых вопросов, но, что самое важное, пытается анализировать современные для того времени тенденции капиталистической формации. Так что же из себя представляет данная работа и как ее можно использовать сегодня?

Марксизм чистейший философский онанизм, который имеет зачатки научного подхода (политическая экономия). Дебор, к сожалению, описывая Общество спектакля, уходит именно в дебри философии, прибавляя к своему анализу субъективные методы описания и громкие словесные конструкции. Мы должны проехаться по всем философическим излишкам, оставляя только трезвое описание состояния капиталистической формации. Начнем.

Прежде всего, современное состояние общества Дебор описывает как «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление».
«В обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей».
Далее Дебор указывает, что так называемое нагромождение образов, т.е. спектаклей это отношения между людьми, где гегемонию себе отхватили образы, зрительное сверхвосприятие. Начинается самое интересное, когда автор отождествляет надстройку капиталистической формации с нынешним способом производство, утверждая, что надстройка есть не только результат, но и часть его содержания. Дебор говорит, что это якобы более не надстройка или дополнение, а реальное содержание и часть базиса. Конечно же это не так, ведь капиталистический способ производства остался прежним и неизменным это до сих пор товарное производство, основанное на частной собственности и эксплуатации рабочей силы. Дебор прав в том, что идеология буржуазии, имея такие многочисленные капиталы и монополию средств производства, действительно становится абсолютной и тотальной, воспевая себя на каждом шагу. Масштабы буржуазной идеологии растут, но вместе с этим способ производства остается прежним. Касательно того, что надстройка слилась и стала частью базиса это скорее максимализм. В ход идет простая логика. Бытие определяет сознание: бытие товарно, следовательно сознание (в том числе культура) тоже становится товарным. Короче, это закономерный вывод, который не следует так воспринимать, мешая надстройку и базис в единое целое.

Товарно-денежные отношения неизбежно развиваются, поэтому на помощь стандартному производству материальных товаров пришло производство рекламы этого самого товара т.е. зрелищного сверхчувства, тотальная идеология класса-гегемона. Данная тотальная идеология остается надстройкой производственных отношений, которые и питают эту идеологию. Не важно, что выступает в качестве образа для рекламы: знаменитость, сама по себе идеология, мода, жанр детектива, политическая доктрина или реклама товара. Теперь из-за роста капитала появилась возможность тотально рекламировать ненужный товар, который произвели не от того, что в нем нуждаются, а из-за банальной жажды прибыли, в связи с этим огромные силы капитала направлены именно на производство рекламы.

Тотальная товарность
есть лишь конкретизация овеществлённого отчуждения всех и всего от всего и всех
Капитал рождает спрос. Ранее производство было вызвано только определенными потребностями общества. Теперь же, в силу монополии буржуазии на все аспекты жизни, она захватила и сферу потребностей. Современное преобладающее производство товаров вызвано вовсе не потребностью потребителя, а банальной нуждой прибыли производителя, который своей идеологией на каждом шагу будет уверять вас приобрести его товар. Прежде чем расширить производство, буржуазия вынуждена расширить и рынок сбыта, полностью захватив умы пролетариата псевдопотребностями. Расширение рынков, конечно же, не всегда сможет поспевать за расширением производства, поэтому всему этому суждено вылиться во всемирный кризис перепроизводства. Но пока что капиталистической формации находится на той фазе, что данная коллизия еще не может взорвать нынешний способ производства, но способна породить определенный абсурд в чувствах и потребностях общества.

Общество спектакля, или тотальная буржуазная идеология есть аппарат пропаганды, питающийся на ресурсах буржуазии и работающий на нее. Хвалебный монолог и рассуждение о капиталистической формации, как о вечном царстве настоящего. На службу данной идеологии пришла философия постмодерна, которая призвана консервировать данную формацию, рассуждая о капитализме, как о чем-то вечном и неизменном.
Реклама является той или иной формой одинакового псевдопереживания. К примеру средство передвижения: автомобиль, мотоцикл или яхта, без разницы. Заключается ли истинная потребность человека в средстве передвижения? Конечно, однако вместе с этим буржуазия спекулирует на этой потребности, прибавляя ей ложные; автомобиль как статус, даже когда нет нужды тратить такие средства на средство передвижения, автомобиль как залог успеха "альфа-лидера", автомобиль как показатель твоей осознанности, марка автомобиля как показатель социального положения. Вот где таким образом скрывается диалектическая составляющая покупки средства передвижения ваше материальное положение не обязывают вас тратить такие средства на автомобиль, однако вам навязывают псевдорадость от покупки такого дорого предмета в условиях царства необходимости. Социалистическое производство будет заинтересовано в том, чтобы создать надежное и качественное средство передвижения без дорогой обертки в нужном количестве, дабы обеспечить автомобилем того, кому он действительно нужен в связи с общественным производством и комфортом.

Подведя итог можно сказать, что современная капиталистическая формация еще не находится на стадии, когда коллизия рынка потребления и производства способна сменить формацию, однако находится уже на такой стадии, когда реальное производство диктуемое нуждой заменилось на фарс в виде псевдопотребностей, откуда и повесился ярлык потребления к нашему обществу.
Каждый сознательный гражданин уже сейчас четко должен понимать, когда есть действительная нужда, а когда его хотят склонить к ненужному товару, дабы обеспечить буржуазию дополнительной прибылью.
Политическая экономия указывает на то, что общественно-экономическую формацию нельзя сменить или разрушить, только захотев этого на словах. Для новой формации необходим материальный базис основа нового общества. Однако нельзя сменить формацию, пока уровень производительных сил не совершил скачок качества, вызвав всемирный кризис на основе старых производственных отношений. Поэтому идеологию буржуазии нельзя победить, просто уповая на разрушение капиталистической формации. Протест, революция и бунт сегодня это фарс, спектакль (тотальная идеология потребления всего подряд) даже эти вещи превратил в товар, ибо такая деятельность ничуть не может навредить капиталистическим производственным отношениям. Большевики считают, что якобы поделив предметы роскоши буржуазии, они смогут накормить весь мир голодных и рабов. Их борьба направлена против способа производства, который еще не изжил себя, а следовательно обречена на провал. Что же предлагаем мы?
Мы предлагаем смешные посты на паблике ленинизм, как высшая стадия марксизма.
Made on
Tilda