У престола Бога, в утро райских нег, все мы видеть станем красный, красный снег!
Я думаю, нужно бороться с низшим классом. Сначала бомбами, а потом ракетами разрушить их дома. А когда они побегут беспомощными по улицам, скосить их из пулемётов. И потом, конечно, выпустить стервятников. Я знаю, что такие взгляды непопулярны, но я никогда не считался с популярностью.
Джон Клиз
"Непопулярное мнение", Летающий цирк Монти Пайтона, 1 сезон, 5 серия

I
В основе всего предшествующего развития человеческого вида заложены стихийность и неравномерность, из которой происходит всякое последующее классовое и экономическое неравенство.
Кто-то развивается и усваивает блага, в том числе информацию, быстрее прочих. Кто-то, волею случая, от рождения обладает лучшими природными способностями, лучшими внешними условиями. Наконец, пусть каждым из нас и движут в первую голову добродетели, как мы сами их понимаем, но на дороге каждого индивида и каждого коллектива лежат десятки и сотни малых и больших препятствий, соблазнов и грехов, искушение которыми тормозит, останавливает одних и, напротив, сопротивление которым закаляет и ускоряет других.

Нет никакого смысла жаловаться на подобное положение дел, возмущаться им. И сам человек в ходе эволюции складывался стихийно. Что же, нам теперь сетовать на отсутствие ещё одной пары рук и этим объяснять свою слабость? Каждый из нас сам определяет свою жизнь, то же делают и классы, и народы. История человечества богата на примеры, как в схожих условиях похожие люди, даже одни и те же классы поступали по разному, - хотя, казалось бы, законы развития нашего общества едины для всех. Так, скандинавские монархи и помещики, - представители феодального общества, - практически бескровно разделили свою власть с буржуазией; пожалуй, их русские, британские или французские коллеги могли бы им позавидовать.
Говорит ли это о мудрости, об историческом руководстве представителей поздней скандинавской знати и буржуазии над всем народом? Да, говорит. Но это переходящее руководство, руководство в моменте. Спустя сто-сто пятьдесят лет после завоевания этого руководства, Скандинавия стремительно мчится в пропасть, улицы её городов наводнены чужестранцами, а её национальный капитализм рушится под давлением интернациональной клики банкиров и корпоратов. И её правящий класс, развращённый либеральным мультикультурализмом, бежит впереди своего народа.

Этот пример отлично иллюстрирует относительный характер руководства, приобретённого в процессе стихийного развития общества. Не до конца осознаваемое, это руководство потому и неполноценно, шатко. Таково вообще всякое приобретение дезорганизованных, анархических сообществ, действующих по наитию.

Но что если организованно и сознательно подойти к реализации плана по завоеванию максимально возможного руководства одного класса над другим, одного народа над многими? Что если соорудить такую общественную машину, которая своей ровной и планомерной работой, пользуясь при этом ещё и старыми историческими преимуществами своих предшественников, встанет выше всех прочих стихийно собранных машин?

Увы, и такой общественный автомат, даже если он будет работать лучше любых швейцарских часов, не будет обладать абсолютным, непоколебимым руководством. Всегда возможны трагедии и катаклизмы. Военная мощь противников такого орудия так же может быть велика: как бы не был организован Вар и его легионы, никто из них не выбрался из германских лесов. И всё же: разве можно бежать от драки только оттого, что в ней можно проиграть?

И это не единственный довод в защиту строительства революционной машины. Ведь если реализовать план её внедрения тотально, во всём мире и на всемирные средства, то невозможно будет представить себе разделённого руководства одного над другим, не будет более и самой идеи руководства.
Это время можно будет назвать эпохой вечного господства, началом реальной истории человечества.

II
Как бы банально оно не было, сегодня мы стоим на пороге исторического момента.
Либо человечество откажется от дезорганизации, соединит силы в кооперативной борьбе и возьмёт свою судьбу в собственные руки, либо кровавый плуг истории пожнёт свою жатву душ, и нас, как вида, не станет совсем. Экологическим, экономическим и социальным предпосылкам последнего нет числа - как нет числа и публикациям, обсуждающим именно их. Но нас не интересует космический Ад, потому как мы стремимся к земному Раю.

Но и на пути к его золотым вратам есть масса ловушек, расставленных там самой историей нашего общества. Так, движение рабочего класса, во всём мире развивавшееся до сих пор исключительно раздробленным порядком, подвержено тысячам вредных иллюзий. Преимущественно это иллюзии идеологические, дробящие и без того расколотый класс. Но есть одно, которое разделяют практически все.
Это преклонение перед наёмным рабочим, перед пролетарием.
Для начала стоит уяснить простейшую вещь: рабочий класс не монолитен. Как и в классе буржуазии, состоящем из крупной, средней и мелкой буржуазии, находящихся не только в индивидуальной, но и в межстратной конкуренции по отношению друг к другу, рабочий класс делится на множество подобных подклассов. Их подробное обсуждение бессмысленно в контексте данной работы, но можно грубо набросать список (как водится, от низших к высшим, исходя из революционного потенциала): люмпен-пролетариат, бюрократия, мещанство, пролетариат, рабочие-кооператоры. Нас интересуют, разумеется, два последних типа.

Что же не так с пролетарием? Он нищ. Он не имеет никакой собственности, даже на средства воспроизводства своей рабочей силы (собственного жилья). Он отчуждён от всего мира: как от самого себя, так и от своего труда, от других людей. Его единственный стратегический интерес в жизни: чтобы это всё закончилось. И чаще всего пролетарий предпочитает простую смерть, которой предшествует долгая и лишённая реального коллективного смысла жизнь. Если он и мыслит себя в обществе, то как Зритель, или, если говорить чуть более современным языком, как Пользователь.
Современный пролетарий разочарован историческим поражением социализма, предательством мещанства и бюрократии. Он низведён до положения бесправного животного, скота на убой. Казалось бы, оказываемое на него давление всего его бытия должно быть таковым, что вызываемое этим грузом серости сопротивление просто обязано сделать пролетария революционером по духу, первым бунтовщиком против чудовищно несправедливого и жестокого мира. И действительно, периодические индивидуальные и коллективные акты социального луддизма, типа массовых убийств, а так же многочисленные свидетельства чудовищного экспансионального роста психических заболеваний во всём мире - вот они, косвенные свидетели пролетарского бунта. Но дальше этого нет и не будет ничего.

Потому что пролетарий сам по себе - ничтожество. Ему нечего предложить миру. Преданный бюрократией, соорудившей в XX веке на средства и силы пролетария социальное государство тоталитарной эксплуатации, он может разве что раз за разом доверяться всё тому же Иуде с красным флагом. Слава Богу, наш пролетарий всё-таки не так туп. Впрочем, от этого не легче. Он действительно ничтожен.

Экономический прогресс и соединённые усилия буржуазии всех стран сделали всё, чтобы уничтожить пролетарский коллективизм, и сегодня он уничтожен практически полностью во всех передовых странах. Нет больше старого индустриального мира, где в фабричных цехах собираются разом сотни, тысячи бесправных, озлобленных и униженных пролов. Да, господа коммунисты, этого мира действительно больше нет. И никогда, совсем никогда не будет.
Насколько ничтожен пролетарий, настолько же его превосходит рабочий-кооператор. Этот последний вообще стоит выше всего остального рабочего класса. Почему? Да потому, что он рабочий-собственник. Он единовременно и работает, непосредственно трудится на своём предприятии, и владеет им.
Здесь имеет смысл сделать оговорку о ставшем в последнее время популярным сравнении рабочих-кооператоров и мелкой буржуазии, - справедливости ради, таковыми сравнениями обыкновенно занимаются те из контрреволюционных паразитов, что мечтают стать бюрократами государственно-капиталистического ЗАО "СССР 2.0". Мелкий буржуа работает один, занимается самоэксплуатацией. Он является единоличным собственником своего предприятия. Соответственно, мелкому буржуа противно всё коллективное - мелкая буржуазность вообще есть абсолютная форма мещанства.

Рабочий-кооператор существует в коллективе других рабочих-кооператоров. Он является участником совокупного капиталиста - коллектива рабочих-кооператоров. Соответственно, он взаимно эксплуатирует труд своих сотоварищей, но с ними же он разделяет общие прибыли, причём основываясь на принципе равного демократического участия. Соответственно, рабочий-кооператор по определению приспособлен к коллективизму выше любого другого рабочего и уж тем более буржуа. Эта школа коллективизма даёт рабочему-кооператору то самое историческое превосходство, о котором мы говорили в самом начале. Рабочий-кооператор знает, что он может дать миру, какой свой опыт он может предложить в качестве руководства к действию своему классу, и какие выгоды последний может приобрести из уроков кооперации. Рабочий-кооператор, таким образом, это воспитанный воспитатель коллективизма, существующий здесь и сейчас.
Кооператив вообще - это совокупный Вождь, концентрирующий в своём массовом образе всё лучшее, что есть в рабочей культуре и в рабочем движении. Если же говорить более глобально, то Кооперативная Революция - это момент высшего синтезиса революции торгашей 1775-1789 и революции героев 1917-1936, это триумф впервые в истории экономически господствующего коллективизма не только идей, но и равных единиц собственности.
Выяснение его руководящей роли даёт нам право говорить об историческом ничтожестве пролетариата. Но нельзя забывать, ради чего нам нужна эта фора, ведь мы стремимся отнюдь не к порабощению одних другими. Наша цель - бесклассовое общество, действительный социализм. Именно поэтому мы должны говорить об отеческом руководстве рабочего-кооператора по отношению к пролетарию, потому как первый выступает в роли наставника, учителя, а второй в роли ученика.

Кооператоры должны вести за собой весь свой класс постольку, поскольку только они способны руководить им всем. Пролетариат же должен быть уничтожен, но не истреблён, а привлечён посредством воспитания и взросления в единый коллектив рабочих-собственников. Только признав это, рабочий класс сможет выдвинуться вперёд и взять своё - то есть весь мир, - и превратить наконец своё временное, исторически непостоянное руководство над движением цивилизации, в окончательное вечное господство.

III
Руководство можно завоевать не только на ниве классовой борьбы.
Трудно спорить с тем фактом, что одни народы и нации опережают другие в своём развитии, зачастую обгоняя прочих на десятки и сотни лет в прогрессе по всем фронтам, начиная от сельского хозяйства и промышленности, и заканчивая социальными и гражданскими институтами, то есть банальной культурой. В силу сугубо специальных исторических, географических и экономических причин, например, русские опережают казахов и киргизов, бурятов и туркмен, таджиков и узбеков. При этом было время, когда узбеки опережали славян вообще, при этом частично определяя и руководя их культурой - ведь всякое руководство, как мы выяснили, относительно, - так было, например, во времена Тамерлана.

Культурное руководство можно вообще определить так: это руководство всей материальной и духовной культуры одного народа над другим. Способ производства и способ распределения, форма собственности, степень экологической, социальной и правовой ответственности и сознательности, уровень религиозной терпимости и развития искусств - всё это не только определяет культуру народов "изнутри", но и в их борьбе и ассоциации друг с другом.
Ещё в начале капиталистического века на Западе сложился стереотип о "бремени Белого Человека", спасителя и учителя дикарей всего мира. Конечно же, это был очередной буржуазный миф, причём один из первых: невозможно принести образование и спасение, держа в одной руке винтовку, а во второй плеть погонщика рабов. Сегодня "благородная" Европа пожинает плоды своего бремени - "благодарные" народы мира требуют от бывших империй репараций. Пожинают плоды и эти народы: без реального освобождения, без реального просвещения и воспитания они буквально в течении нескольких десятилетий после ухода вооружённых и дисциплинированных колониальных администраций скатились в своём реальном развитии до положения даже не средневекового, а скорее античного варварства.

Это варварство, помимо собственной мерзости, угрожает всему миру своим воинствующим невежеством, главным рупором которого стали безумные религиозные и террористические проекты.
Явными проявлениями подобного уродства можно назвать Исламскую революцию в Иране, возникновение ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая на территории Российской Федерации), геноцид белого населения в ЮАР, русско-чеченские войны.

Буржуазия практически неспособна справиться с этим положением дел, более того, сложившаяся картина мира её практически полностью устраивает. Развращённая у себя на родине, в странах так называемого Первого Мира, она пасует перед варварством Мира Третьего. Там её, как и всегда, интересуют лишь прибыли, - именно на их максимизации сосредоточена вся современная неоколониальная политика, прямо игнорирующая чудовищные преступления против всех достижений цивилизации Запада, к которым относится и наше рабочее кооперативное движение, и наша идея социалистической революции, освобождения всего человечества от хаоса, анархии, случая.

Здесь важно еще раз подчеркнуть следующее: речь идёт о величайшей мировой культуре, основанной на достижениях западной цивилизации, но не о самой цивилизации Запада. Сегодня Запад платит по счетам за успехи прошлых столетий: из мировой фабрики, из материального производственно-распределительного центра капиталистического общества он превратился в зрелищного паразита, созидающего лишь Спектакль и его образы. Экономика современного Запада построена на нагромождении симулякров мира финансов, на массе больших и малых виртуальных пузырей, лишь слабо связанных призрачными нитями мирового рынка с реальными ресурсами, производствами и торговлей. Всё культурное богатство, - в том числе идеологическое наследие модерна, в том числе и социализм, - за последние десятилетия настолько превращено на Западе в фикцию, карикатуру и зрелище, что нам не представляется возможным признавать за этим Западом права на его собственное культурное наследство.

При этом лучшее, что было создано Западом вчера, - то есть культура капитализма, как такового, - сегодня с невиданным успехом организовано на Востоке. Страны типа Китая, Японии, Сингапура или Южной Кореи, ещё недавно уступавшие в смысле культурного руководства Америке и Европе, теперь сами обладают таковой ролью, при этом опираясь в этом руководстве именно на те самые достижения западной цивилизации, которые забыты эпигонами на родине.
Современный Запад - это чистое Общество Спектакля, опирающееся на производство спектаклей и ничего больше. Современный Восток - это Общество Спектакля, опирающееся на производство и распределение реальных материальных благ.
Мы говорим о буржуазном Востоке, поколотившем буржуазный Запад на его собственном поле. Но какое они имеют отношение к революции рабочего класса? А такое, что ни новый Восток, ни старый Запад не могут разрешить проблем мирового варварства, - ведь эти проблемы порождены тем самым капитализмом, который обслуживают, пусть и по разному, обе культурные системы. Так же, как американцы предпочитают бомбить Ирак, китайцы выбирают концентрировать уйгуров. И это лишь вопрос времени, когда безумный крик отчаяния иракского джихадиста будет заглушён грохотом взрывов уйгуроского сопротивления.

Если буржуазия не может навести порядок в мире, то его должны будут навести рабочие-собственники из тех стран, в которых рабочий класс одержит свои первые победы. Мы живём в России, мы говорим и пишем по-русски, а, значит, для нас преступно исключать своё Отечество из этого списка постольку, поскольку мы можем считаться русскими людьми.
На что же должен будет неизбежно опереться рабочий класс передовых трудовых республик? На своё национальное, а значит на своё культурное руководство.
Можно возразить, что на него и прежде опирались колониалисты прошлого - и это будет справедливо, но лишь отчасти.
Прежнее руководство строилось на доминанте одного эксплуататорского меньшинства страны-империалиста над другим эксплуататорским меньшинством страны-колонии. Это был конфликт двух эксплуататоров, один из которых подчинялся другому; бесправные варвары, составлявшие большинство населения колоний, равно страдали при обоих режимах; они и по сей день остаются в униженном положении, угнетаемые как местными элитами, так и мировым капиталом. Когда же мы говорим о новом рабочем управлении отсталыми территориями и варварскими народами, то речь идёт уже о руководстве того же порядка, что и в отношениях между кооператором и пролетарием.

Здесь так же нации, руководящие в области развития и культуры более слабыми и отсталыми народами, необходимо будут не подавлять те, но наоборот, содействовать их образованию, их культурному и экономическому росту, - постольку, поскольку среди интересов рабочих-собственников нет стремления извлечь прибыли из эксплуатации этих народов. Конечно, на равных с этим должны быть без остатка искоренены все варварские традиции и всё религиозное мракобесие, иногда, вероятно, делать это придётся железом и кровью.

Это, однако, всего-навсего общие фразы. Как оно, это руководство наций и народов победившего социализма должно выглядеть на деле? Говорить конкретно, давать однозначную картину - значит заниматься утопическим пророчествованием, что, конечно, увлекательно, но имеет гораздо больше отношения к художественному жанру, нежели к нашему социологическому рассуждению. Но если мы не знаем точной формы, это вовсе не значит, что мы не знаем ничего. Предположить общее содержание этой неясной формы мы можем уже сегодня.

Поскольку ядром всякого человеческого общества, всякой человеческой культуры является экономика - постольку культурная гегемония, культурное руководство революционных народов должно опираться прежде всего на руководящую роль их экономической системы. Кооперативная система производства и распределения есть единый тотальный источник и главный результат Революции. И если прежнее колониальное и нео-колониальное руководство буржуазии строилось на подчинении слабых и отсталых народов капиталистической маммоне посредством эксплуатации, гарантированной ружьями и штыками колониальных войск, то новое, кооперативное руководство необходимо должно исходить из идей самой кооперации, как таковой.

Эксплуатируемые и низведённые капитализмом до положения человеческого мусора варварские народы всю свою жизнь были никем, никогда не владели средствами производства и распределения. Даже их буржуа всегда были более бесправны, нежели буржуа метрополии. В момент революционного освобождения к этим варварам впервые в истории приходит право на собственность на средства производства, распределения, проживания. Это само по себе должно совершить культурную революцию в сознании отсталых народов, дать им колоссальный толчок в будущее.

Но излишнее потрясение, каким бы чудесным оно ни было, если его не контролировать, может свести этих людей с ума.

Под чутким руководством рабочих-кооператоров передовых стран варвары Азии, Африки, Америки и Европы не только вернутся к цивилизации, но и пойдут дальше.
Лишь отбросив своё прошлое и ассимилировавшись среди руководящих народов, приняв их культуру и образ жизни, слабые племена Земли смогут пройти вместе с нами, рука к руке, в сады мирского Эдема.
Идеи исторического руководства класса рабочих-собственников над всеми прочими классами, исторического руководства развитых народов над отсталыми должны, по глубокому убеждению автора, лечь в основу каждодневной практики русского рабочего класса и его будущего государства.

Да, сегодня мы стоим на пороге Вечности. Провалимся ли мы в неё с беззвучным криком или же завоюем её, как уже завоевали целую планету, - зависит от того, будем мы организованы или нет. В моменте истории организация строится на руководстве, потому как именно руководство создаёт господство. Значит, мы должны превзойти не только своих врагов, но и самих себя.
Made on
Tilda