В случае же принятия оных упомянутые споры носят исключительно юмористический характер, поскольку очевидно, что сознание это просто часть материи, а опыт и воля человека есть не что иное, как воздействие одной части материального мира на другую (в частности, света на глаз, глаза на мозг, и так далее). Такими спорами «болели» даже и вполне грамотные марксисты, например В.И. Ильин (псевдоним ~ Ульянова) и А.А. Богданов, правда, вероятнее всего, по личным причинам. В связи с этим становится очевидно, что по указанным причинам марксизм не может называться философской школой, поскольку философия марксизма (по аналогии с атеизмом, замещающим религиозную веру — верой в отсутствие всевышнего) существует лишь для того, чтобы заместить практически ценным мировоззрением бесплодное философское шатание.
В остальном сложность усвоения различных умозаключений и выводов диалектического материализма заключается в основном в распространении, в разворачивании упомянутых выше тезисов на всю систему знания. К примеру, у многих возникают затруднения в понимании всеобщности мира, его фактической неделимости на части. Казалось бы, никто нигде не видел абстрактного кубического метра пространства, или ещё более абстрактной минуты времени, тем не менее, у многих сохраняется утверждение, будто бы выделение отрезка пространства или времени носит характер фактического присутствия во внешнем (относительно организма человека) мире.