У престола Бога, в утро райских нег, все мы видеть станем красный, красный снег!
АЙЗЕК АЗИМОВ
1984. Рецензия
Перевод подготовил Степан Калашников
для интернет-журнала "Голгофа"
Уже несколько лет подряд, в начале каждого года я публикую четырехчастные статьи для Филд Ньюзпейпер Синдикейт, и вот, в 1980 году, в ожидании приближения 1984 года, ФНС попросил меня написать подробную критику романа Джорджа Оруэлла «1984».

Я сопротивлялся. Я не помнил практически ничего об этой книге и сказал об этом – но Денисон Демак, милая девушка, через которую я связываюсь с ФНС, просто прислала мне копию книги и сказала: «Читай».

И вот я прочел ее, и я был совершенно потрясен прочтенным. Я задался вопросом, а сколько людей из числа тех, кто многословно распинался об этом романе, вообще его читал, а если они и читали, то запомнили ли они хоть что-нибудь.

Мне показалось, что я обязан написать критическую статью исключительно для того, чтобы раскрыть людям глаза (уж извините, мне очень нравится раскрывать глаза людям).
А. Написание 1984
Книга под названием «1984» была опубликована в 1949 году. Ее автором был Эрик Артур Блэр, выступивший под псевдонимом «Джордж Оруэлл».

Задачей книги было показать то, как бы выглядела жизнь в мире всепоглощающего зла, в котором власть предержащие утверждают свое господство через грубую силу, искажение правды, постоянное переписывание истории и манипуляции сознанием людей в принципе.

Этот кошмарный мир должен был приключиться всего лишь спустя 35 лет в будущем, так что даже те, кто только достиг среднего возраста в момент публикации этой книги, могли бы его застать., если бы они прожили жизнь средней продолжительности.

Например, я уже был женат, когда книга вышла, и вот мы здесь, менее чем за четыре года от предполагаемой даты апокалипсиса (так как именно благодаря книге Оруэлла 1984 год стал ассоциироваться с кошмарами), и очень вероятно, что я доживу до этого момента.

В этой главе я буду обсуждать книгу, но для начала: кем же был Блэр/Оруэлл и зачем он написал эту книгу?
Блэр родился в 1903 году и по рождению принадлежал к классу британских джентльменов. Его отец был чиновником в Гражданской Службе Индии, да и сам Блэр был чиновником Имперской Гражданской Службы. Он учился в Итоне, служил в Бирме и так далее.

Однако, ему не хватало денег, чтобы продолжать жить как джентльмен, на широкую ногу. В то же время он не хотел провести всю жизнь за отупляющей работой в офисе – он захотел стать писателем. И, в-третьих, он испытывал чувство вины за свою причастность к высшему классу.

Поэтому, в конце 1920х годов он сделал то, что стали делать многие американские дети из благополучных семей в 1960х. Если коротко, он стал тем, кого в более поздний период мы бы назвали «хиппи». Он жил в трущобах Лондона и Парижа, общался и отождествлялся с бродягами и обитателями трущоб, сумел облегчить свое сознание и, в тот же момент, собрать материал для своих ранних книг.

Он также полевел и стал социалистом, присоединившись к лоялистам в Испании в 1930х. Там его втянуло в сектантские свары между разными левыми фракциями, и поскольку он верил в джентльменско-английскую форму социализма, он в конечном счете оказался среди проигравших. Супротив него стояли яростные испанские анархисты, синдикалисты и коммунисты, которых огорчало и возмущало то обстоятельство, что вместо того, чтобы драться между собой, им необходимо было противостоять фашистам Франко.

Коммунисты, которые оказались лучше организованы, побороли остальных, и Оруэллу пришлось покинуть Испанию, поскольку он был убежден, что если он не уедет сам, его оттуда увезут ногами вперед.
С этого момента, и до конца дней своих, он вел личную литературную войну с коммунистами, стремясь победить словами в той войне, в которой он проиграл в действии.
Во время Второй Мировой Войны, в которую его признали негодным к военной службе, он присоединился к левому крылу Британской Лейбористской партии, но он не слишком одобрял их взгляды, поскольку даже их безрассудная версия социализма казалась ему слишком организованной.

Вероятно, его не слишком сильно тронула нацистская форма тоталитаризма, ведь в его сердце было место только для его личной войны со сталинским коммунизмом. В конечном итоге, когда Великобритания боролась насмерть с нацизмом, и Советский Союз был в этой борьбе ее союзником, внеся в эту борьбу больший, нежели британский, вклад, как человеческими жизнями, так и проявлениями решительности и мужества, Оруэлл написал «Скотный двор» - сатиру на Русскую Революцию и последующие события, изобразив их как бунт деревенского скота против своих хозяев-людей.

Он завершил «Скотный двор» в 1944 году, но ему было трудно найти издателя, так как это был не лучший момент, чтобы раздражать «советов». Но как только война кончилась, Советский Союз снова стал объектом травли, и «Скотный двор» был напечатан. Роман был встречен благосклонно, и Оруэлл заработал достаточно денег, чтобы окончательно уволиться и посвятить себя работе над своим шедевром, «1984».

Первое издание романа "1984"
Книга описывает общество, как Сталинскую Россию 1930х годов, растянутую на остальной мир и описанную со злобой враждебного левого сектанта. Другие формы тоталитаризма не играют большой роли. Нацисты и инквизиция упоминаются в тексте всего лишь раз или два. В самом начале один-два раза упоминаются евреи, как будто бы они должны были быть образцом преследуемых людей, но они почти моментально исчезают, так как Оруэлл не хотел, чтобы читатели ошибочно считали злодеев нацистами. В книге изображен сталинизм и только сталинизм.

В момент публикации книги в 1949 году Холодная Война была в самом разгаре. Вот почему она и стала популярной. Практически делом патриотизма стало купить книгу, разговаривать о ней, и может даже прочесть пару отрывков, хотя на мой взгляд гораздо больше людей просто покупало ее и говорило о ней, нежели читало ее, потому что это невероятно отупляющая книжка – написанная поучающим тоном, репитативная и практически лишенная действия.
Поначалу она стала популярной среди людей, тяготеющих к консервативной части политического спектра, из-за ее антисоветской направленности, и изображение жизни, спроецированное на Лондон в 1984 году, было очень похожим на то, как консерваторы представляли себе жизнь в Москве в 1949.

В период маккартизма в США «1984» стал крайне популярен среди тех, кто тяготел к либеральному полюсу взглядов, ведь им казалось, что Соединенные Штаты в начале 1950х начали движение в сторону контроля образа мысли, и что все описанные Оруэллом ужасы в скором времени станут реальностью.

Так, в послесловии к изданию в мягкой обложке от Нью Америкен Лайбрери 1961 года либеральный психоаналитик и философ Эрих Фромм сделал следующее заключение:
Книги вроде Оруэлловской являются важными предупреждениями, и хуже всего окажется ситуация, в которой читатель самодовольно интерпретирует «1984» как очередное описание сталинистского варварства, и не заметит, что все это точно так же относится и к нам.
Несмотря на то, что сталинизм и маккартизм оказались отвергнуты, все больше и больше американцев начинают понимать то, насколько «большим» становится правительство, как растут налоги, как рост числа правил и запретов регулирует бизнес и даже повседневную жизнь, как информация, освещающая каждый уголок частной жизни будет попадать в руки не только государственных бюро, но и частных кредитных систем.

Поэтому «1984» стал не синонимом сталинизма или диктатуры в принципе, но всего лишь государства. Даже государственный патернализм теперь казался «восемьдесят-четверчатым», а крылатая фраза «Старший Брат следит за тобой» стала означать все, что было слишком большим, чтобы это мог контролировать один человек. Симптоматика 1984 включала в себя не только большой бизнес и большое государство, но также большую науку, большой труд, большое все.

На самом деле, 1984-фобия так глубоко проникла в сознание тех, кто не читал книгу и не в курсе ее содержания, что задаешься вопросом: А что случится с нами после 31 декабря 1984 года? Когда придет праздник Нового 1985 года, а Соединенные Штаты все еще будут стоять и страдать все теми же проблемами, которые стоят перед ними сейчас, как мы будем выражать наши страхи по поводу любого аспекта жизни, внушающего нам опасения? Какую новую дату мы изобретем для того, чтобы заменить 1984 год?
Оруэлл не дожил до того момента, когда смог бы увидеть настоящий успех своей книги. Он не увидел того, как своими руками он сделал из 1984 года год, который будет страшить целое поколение американцев. Оруэлл скончался от туберкулеза в лондонской больнице в январе 1950 года, всего лишь через несколько месяцев после публикации книги, в возрасте 46 лет. И осознание им неизбежности собственной смерти могло сделать содержание книги еще более мрачным.
Б. 1984 как научная фантастика
Многие считают, что «1984» - это научно-фантастический роман, но практически единственной чертой, которая может заставить людей так думать, является сам факт того, что время действия предположительно перенесено в будущее. Это совсем не фантастика! У Оруэлла не было чувства будущего, и расхождения истории с реальностью имеют скорее географический, чем временной характер. Лондон, в котором происходит действие романа, переносится не на 35 лет вперед из 1949 в 1984, а на тысячу миль на восток в пространстве в сторону Москвы.

Оруэлл воображает, что в Великобритании произошла революция, аналогичная Русской Революции, и что она прошла все те же этапы, что и советский путь развития. И он не может придумать никаких вариаций на тему. Если в СССР в 1930х прошла волна чисток, то и в обществе Ангсоца (Английского Социализма) пройдут чистки 1950х.
Советское руководство превратило одного из революционеров, Льва Троцкого, в злодея, противопоставив ему как героя Иосифа Сталина. Следовательно, и Ангсоц сделает злодеем одного из героев, Эммануэля Голдштейна, а его оппонента со сталинскими усами сделает героем. И нет никаких даже мелких изменений: у Голдштейна, как и у Троцкого, «Сухое еврейское лицо в ореоле легких седых волос, козлиная бородка». Оруэлл не хочет усложнять ситуацию и давать Сталину новое имя, так что он просто нарекает его «Старшим Братом».

В самом начале истории нам дают понять, что телевидение (которое в период написания книги только начало распространяться) используется как средство постоянной индокринации масс, поскольку телевизор нельзя выключить (и, видимо, в разваливающемся Лондоне, в котором ничего не работает, эти телевизоры никогда не ломаются).

Великим Оруэлловским нововведением в области технологий будущего является тот факт, что телевизор работает в обе стороны, и те, кто принужден к просмотру телепередач, сами могут быть увидены или услышаны, и находятся под неусыпным наблюдением, даже в туалете и спальне. Отсюда и значение фразы «Старший Брат следит за тобой». Это чрезвычайно неэффективная система контроля людей. Если кто-то находится под наблюдением постоянно, то это значит, что кто-то ведет это самое постоянное наблюдение (по крайней мере, в Оруэлловском обществе), и он должен вести его очень внимательно, поскольку искусство интерпретации жестов и выражений лиц позволяет делать значительные выводы.

Один человек не может вести доскональное наблюдение более, чем за одним человеком, да и то в течение сравнительно короткого периода времени, прежде чем внимание начнет слабеть. И кроме того, наблюдатели сами должны быть под наблюдением, так как нет никого в оруэлловском обществе, кто был бы свободен от слежки. Таким образом, система угнетения через двухсторонний телевизор попросту не будет работать.

Оруэлл сам осознал эту проблему и ограничил слежку только членами Партии. «Пролы» (пролетариат), к которым Оруэлл не может скрыть своего презрения англичанина из высшего класса, живут как недочеловеки и предоставлены самим себе (В одном из эпизодов книги он говорит, что всех пролов со способностями убивают – явное заимствование из истории обращения спартанцев с илотами 25 тысяч лет назад).

Кроме того, у него есть система добровольного шпионажа, в которой дети стучат на родителей, а соседи – друг на друга. Такая система не может работать хорошо, так как в конечном счете все будут доносить на всех и система посыплется.
Оруэлл не смог придумать компьютер или робота, иначе он бы поместил всех людей под не-человеческое наблюдение. Наши собственные компьютеры до определенной степени выполняют такие функции для Налогового Управления, для составления кредитной истории и тому подобного, но это приведет нас к «1984» разве что только в лихорадочном бреду. Компьютеры и тирания не обязательно идут рука об руку. Тирания отлично функционирует и без компьютеров (например, нацистский режим), а самые компьютеризованные нации современного мира также наименее тиранические.

Оруэллу не хватает возможности видеть (или придумывать) мелкие изменения. Его герою в 1984 году сложно найти в своем мире сменные лезвия для бритвы и шнурки для ботинок. Как и мне в мире реальных 80х, ведь так много людей сейчас бреется электробритвами и носит слипоны.

Кроме того, у Оруэлла есть технофобский бзик, выражающийся в мысли о том, что каждый технический прорыв – это шаг к бездне. Поэтому, когда его герой пишет, он «вставляет в ручку перо и облизывает, чтобы снять смазку». Он это делает потому, что «эта красивая кремовая бумага, казалось ему, заслуживает того, чтобы по ней писали настоящими чернилами, а не карябали чернильным карандашом».

Предположим, что «чернильным карандашом» он обозвал шариковую ручку, которая только начала свое шествие по миру в период, когда Оруэлл писал «1984». То есть, он описывает, что что-то «пишут» настоящим пером, тогда как шариковой ручкой «карябают». В реальности же все строго наоборот. Если вы достаточно стары, чтобы помнить стальные перья, то вы в курсе того, как жутко они царапают бумагу, в отличие от шариковых ручек.
Это не научная фантастика, а размытая ностальгия по прошлому, которого не было. Я удивлен, что Оруэлл остановился на стальных перьях, и не заставил Уинстона вырывать перо у гуся.
Кроме того Оруэлл непостоянен в описаниях чисто социальных аспектов представленного им будущего, и в конечном результате Оруэлловский мир «1984» оказывается крайне старомодным по сравнению с реальными 80ми.

Оруэлл, например, не может вообразить себе новых пороков общества. Все его герои квасят и курят, и часть всего ужаса его видения 1984 года состоит в красноречивых описаниях низкого качества табака и джина.

Он не может предсказать явления новых наркотиков, марихуаны, синтетических галлюциногенов. Никто не ожидает от писателя-фантаста точности и достоверности предсказаний, но кто-то наверняка ожидает, что автор придумает какие-то отличия от действительности.
В своем отчаянии (или злости) Оруэлл забывает о человеческих добродетелях. Все его персонажи, так или иначе, слабаки или садисты, подлецы, тупицы или просто отталкивающие. Должно быть, именно такими являются люди, или Оруэлл хочет сказать, что именно такими они станут под властью тирании, но мне кажется, что даже под властью худших тиранов находились храбрые мужчины и женщины, которые противостояли тиранам ценой жизни и чьи биографии ярким пламенем озаряют окружающую тьму. Поскольку в «1984» на существование таких людей нет и намека, то и на реальные 1980е этот мир не похож.

Точно так же Оруэлл не смог предсказать изменение роли женщины или ослабление стереотипа о женщине 1949 года. В книге всего два важных женских персонажа. Одна – это сильная и безмозглая пролка, вечная посудомойка, которая постоянно напевает популярную песню с текстом, характерным для песен 1930-1940х годов (от «трешовости» которых содрогается в своем благостном не-ожидании хард-рока привереда-Оруэлл).

А другая – это сексуально неразборчивая и во всех остальных аспектах безмозглая героиня, Джулия (в которой, в конечном счете, интерес к сексу пробуждает смелость). Когда герой, Уинстон, читает ей книгу внутри книги, которая объясняет природу Оруэллианского мира, она отвечает тем, что просто засыпает – впрочем, так как труд, который читает Уинстон, написан отупляюще-усыпляюще, этот поступок скорее указывает на то, что у Джулии есть чувство вкуса.
Короче говоря, если «1984» надо признать научной фантастикой, то это очень плохая научная фантастика.
В. Правительство 1984
В «1984» Оруэлла описывается всесильное правительство, и этот роман помог придать ужаса понятию «Большое правительство».

Впрочем, надо помнить, что в мире поздних 1940х годов, когда Оруэлл писал книгу, все еще существовали большие правительства настоящих тиранов – индивидов, чьи желания, какими бы они ни были несправедливыми, жестокими и порочными, были законом. Кроме того, тогда казалось, что такие тираны не могут быть смещены иначе как при участии внешней силы.

Итальянец Бенито Муссолини, после 21 года абсолютного господства был низвергнут, но только потому, что его страна потерпела поражение в войне.

Немец Адольф Гитлер, гораздо более сильный и жестокий тиран, правил железной рукой 12 лет, но даже военные поражения не смогли обеспечить его свержение. Пусть территория, которой он управлял, все сжималась и сжималась, и пусть с запада и с востока приближались превосходящие в численности армии противника, он оставался абсолютным тираном в своем владении, даже если оно было ограничено бункером, в котором он совершил суицид. До тех пор, пока он не снял сам себя, никто не смог его снять. Справедливости ради надо отметить, что против него составлялись заговоры, но они никогда не срабатывали, иногда из-за таких причуд судьбы, которые, видимо, можно объяснить только тем, что Гитлер был по душе кому-то свыше.

Оруэллу, впрочем, не было дела ни до Гитлера, ни до Муссолини. Его врагом был Сталин, и в момент публикации «1984» Сталин держал страну медвежьей, сокрушающей ребра хваткой вот уже 25 лет. Он пережил ужасную войну, в которой его страна потерпела ужасающие потери, и все еще была сильнее, чем когда-либо. Оруэллу казалось, что ни время, ни фортуна не смогут скинуть Сталина, что он будет жить вечно и лишь приумножать свои силы – таким Оруэлл изобразил Старшего Брата.

Конечно же, в реальности все было совсем не так. Оруэлл до этого момента не дожил, но Сталин умер всего лишь через три года после публикации «1984», и некоторое время спустя его режим был разгромлен как тиранический – угадайте, кем? – советским руководством.
Советский Союз – это все еще Советский Союз, но он уже не сталинистский, и врагов государства в нем не ликвидируют (Оруэлл использует термин «испаряют», и это максимум его креативности в попытках преобразовать реальность).

Или снова, Мао Цзедун скончался в Китае, и хотя сам он не был открыто раскритикован, его близкие последователи, «Банда Четырех», были немедленно лишены Божественного Статуса, и пускай Китай – это все еще Китай, он больше не маоистский.

Испанец Франко умер в своей постели, и до самого последнего издыхания он оставался бесспорным лидером в течение почти сорока лет. Вскоре после его смерти фашизм в Испании рухнул, как и в Португалии после смерти Салазара.
Если коротко, Старшие Братья умирают, или по крайней мере умирали до сих пор, и когда они умирают, правительство всегда меняется на более мягкое.
Не то, чтобы новая тирания будущего не будет ощущаться, но и новые тираны умрут. По крайней мере в реальные 1980е мы можем быть совершенно уверены в том, что они умрут, и что бессмертный Старший Брат не станет реальной угрозой.

На самом деле, правительства 1980х кажутся опасно слабыми. Развитие современных технологий вложило мощное оружие – взрывчатку, пулеметы, скоростные автомобили – в руки городских террористов, которые могут похищать, угонять, расстреливать и захватывать заложников безнаказанно, пока правительства пребывают в той или иной степени беспомощности.

В дополнение к бессмертию Старшего Брата, Оруэлл предлагает два других способа поддержания вечной тирании.
Первый – презентовать кого-то или что-то как врага. В Оруэлловском мире им был Эммануэль Голдштейн, ненависть к которому культивировалась и организовалась в роботизированную общественную функцию.

Конечно же, это не ново. Любая нация мира использовала тех или иных соседей как объект для ненависти. Этой ненавистью так легко управлять, и она присуща людям почти как вторая натура, так что непонятно, зачем в Оруэлловском мире нужны организованные пятиминутки ненависти.

Чтобы заставить арабов ненавидеть евреев, греков ненавидеть турок и ирландцев-католиков – ирландцев-протестантов – и наоборот – едва ли нужны какие-то тонкие психологические движения масс. Например, нацисты устраивали горячные массовые митинги, на которых каждый участник, казалось бы, был счастлив, но их эффект не был перманентным. Как только война перешла на немецкую землю, немцы сдались так же покорно, как если бы они ни разу в жизни не крикнули «Зиг Хайль».

Второй метод – переписывание истории. Практически каждый из тех немногих персонажей, что мы видим в «1984», занимается скоростным переписыванием прошлого, пересведением статистики, перелопачиванием газет – как будто бы кому-то не настолько наплевать, чтобы обращать внимание на прошлое.
Эта оруэлловская озабоченность такой мелочью, как «исторические доказательства» очень типична для политического сектанта, который регулярно цитирует то, что было сказано и сделано в прошлом, чтобы доказать свою точку зрения кому-то с другой стороны, цитирующему какие-то противоположные сведения.
Как знает всякий политик, не нужно никаких доказательств для своих слов вообще. Все, что надо – это сделать достаточно громкое заявление – любое заявление – чтобы аудитория ему поверила. Никто не будет сверять ложь с фактами, а если и станет, то они поставят под сомнение сами факты. Вы думаете, что немцы в 1939 году притворялись, что поляки напали на них и начали Вторую Мировую Войну? Нет! Им просто сказали об этом и они поверили в это так же искренне, как вы и я считаем, что это они атаковали поляков.

Для уверенности, советское руководство публиковало новые издания своей Энциклопедии, из которых внезапно выпадали политики, обладавшие внушительной биографией в прошлых изданиях, и это, несомненно, тот самый зародыш, из которого родилась идея Оруэлла, но шансы того, что эта практика продолжится аж до 1984 года мне кажутся нулевыми – не потому, что это за гранью человеческой злобы, а потому, что это совершенно ненужно.

Оруэлл также делает орган подавления из «Новояза» - конверсии английского языка в настолько ограниченный и сокращенный инструмент, что из него выпадают слова разногласий. Частично он подсмотрел эту идею у несомненной страсти к сокращениям. Он приводит примеры сокращения Коммунистического Интернационала до Коминтерна и Тайной государственной полиции до Гестапо, но это не современное тоталитарное изобретение. Из Vulgus mobile (непостоянный люд) произошло слово mob (толпа), такси-кабриолет стало кэбом, «похожий на звезду радиоисточник» стал квазаром, «усиление света посредством вынужденного излучения» стало лазером и так далее. Нет никаких доказательств тому, что сжатие языка хоть как-то может ослабить его средства выразительности.

На самом деле, тактика политической обфускации способствует многословию, а не краткости, поощряет использование длинных слов вместо коротких, текст расширяется, а не сокращается. Каждый лидер прячет за неудержимым потоком слов собственный недостаток ума или образования.

Так, когда Уинстон Черчилль предложил разработать «Базовый английский» как язык международного общения (который тоже послужил прототипом для Новояза), то это предложение оказалось мертворожденным.

Поэтому мы ни коим образом не приближаемся к Новоязу в его сжатой форме, хотя в расширенной форме Новояз всегда у нас был и будет.

Среди нас также есть группа молодых людей, которые говорят вещи вроде «Верно, мужик, ну ты знаешь. Ну у него типа все в одном месте, ну ты понял, да? Ну, то есть, ты понимаешь» - и так целых пять минут, до тех пор пока в головах у молодых людей не останется один единственный вопрос: «Чё?».
Это, впрочем, не новояз, и это тоже всегда было с нами. На староязе это называется «нечленораздельная речь», и это точно не то, про что писал Оруэлл.
Г. Международная ситуация 1984
Несмотря на то, что Оруэлл, как кажется, беспомощно застрял в мире образца 1949 года, как минимум в одном он оказался провидцем, предсказав то, что мир к 1980м годам разделится на три лагеря.

Международная политика в 1984» представлена тремя сверхдержавами: Океанией, Евразией и Остазией – и это в очень общих чертах совпадает с тремя настоящими сверхдержавами 1980х – США, СССР и КНР.
Океания – суть сочетание США и Британской Империи. Оруэлл, старый чиновник Имперской Гражданской Службы, видимо, не замечал того факта, что в конце 1940х годов британская империя трещала по швам и была готова распасться. На самом деле, он даже подразумевает, что Британская Империя является доминирующим участником британо-американского союза.

По крайней мере, все действие происходит в Лондоне, и фразы вроде «Соединенные Штаты» и «американцы» упоминаются крайне редко, если вообще упоминаются. Но даже так, это вполне в духе британского шпионского романа, в котором даже после Второй Мировой Войны Великобритания (в настоящий момент где-то 18-я держава в мире по экономической и военной мощи) предстает могучим соперником Советского Союза или Китая, или какого-нибудь выдуманного заговора, тогда как США либо ни разу не упоминаются, либо их присутствие ограничено мелким участием случайного агента ЦРУ.
Евразия – это, конечно же, Советский Союз, который, как полагает Оруэлл, поглотил всю Европу. Таким образом Евразия включает в себя весь европейский континент плюс Сибирь и его население на 95% европейское по любым станартам. Но не смотря на это, Оруэлл описывает евразийцев как «кряжистых солдат с невозмутимыми азиатскими физиономиями». Так как Оруэлл все еще живет в мире, где «Азиатский» и «Европейский» - это эквиваленты значений «злодейский» и «геройский», то невозможно правильно ругать Советский Союз, не обозвав его «азиатским». Это проходит под рубрикой, которую оруэлловский новояз называет «двоемыслием», в котором Оруэлл так же хорош, как и любой другой человек.

Возможно, конечно же, что Оруэлл думает не о Евразии или Советском Союзе, а о своем великом bête noire – Сталине. Сталин – грузин, а Грузия, расположенная на юге кавказских гор, по жестким географическим рамкам является частью Азии.

Остазия – разумеется, Китай и прочие независимые нации.

Вот предсказательная сила. В момент написания «1984» китайские коммунисты все еще не завоевали полную власть над страной, и многие (в особенности, США) делали все от них зависящее, чтобы власть вернулась к антикоммунисту Чан Кайши. Но как только коммунисты победили, частью всеобщего кредо стало убеждение, что Китай встанет под советский контроль, и что Китай и СССР станут монолитной коммунистической силой.

Оруэлл не только предсказал победу коммунистов (на самом деле он видел эту победу везде), но также предвидел, что Россия и Китай не станут монолитным блоком, но превратятся в смертельных врагов.
Здесь ему мог помочь его собственный опыт левого сектанта. У него не было правацких предубеждений, из-за которых Левые кажутся объединенными и неразличимыми злодеями. Он знал, что они точно так же яростно будут сражаться по поводу самых пустячных элементов доктрины, как это делали самые истовые христиане.
Он также предсказал перманентное состояние войны между тремя державами, состояние перманентного паритета, в котором регулярно перезаключаются альянсы , при этом сохраняется их суть – двое против сильнейшего. Это старомодная система «баланса сил», которая использовалась в Древней Греции, средневековой Италии и в Европе раннего Нового Времени.

Ошибка Оруэлла заключается в мысли о том, что для поддержания баланса сил, чтобы вся эта карусель работала, была необходима настоящая война. На самом деле, в одной из наиболее смехотворных частей книги его просто уносит при попытке обосновать необходимость перманентной войны как средства потреблять производимые миром ресурсы и таким образом сохранять социальную стратификацию с нижним, средним и высшим классом. (Это звучит очень похоже на левацкое объяснение войн как результата сложного и проработанного сговора).

На самом деле, десятилетия после 1945 года были заметно менее воинственными, чем десятилетия до этого. Было великое множество локальных войн, но ни одной большой войны. Но в любом случае, не нужно развязывать войну чтобы чрезвычайно поднять потребление ресурсов. Это можно сделать другими способами, вроде бесконечного роста населения и неограниченного потребления энергии, ни об одном из которых Оруэлл не подумал.

Оруэлл не предсказал ни одного из значительных экономических преобразований, случившихся после Второй Мировой Войны. Он не предсказал роль нефти, ни падение ее доступности, ни рост ее цены, ни усиление стран, которые ей обладают. Я даже не помню, чтобы в тексте вообще было слово «нефть».

Но, пожалуй, мы сможем сказать, что Оруэлл угадал ситуацию с Холодной Войной, правда, у него это просто война. Более или менее продолжающаяся «Холодная война» и правда имела место быть, и она была нужна для того, чтобы поддерживать уровень занятости населения на высоте, как и для решения ряда краткосрочных экономических проблем (ценой создания проблем долгосрочных и более серьезных). И такой холодной войны достаточно, чтобы истощать ресурсы.

Кроме того, альянсы менялись, как и предсказывал Оруэлл, и весьма внезапно. Когда США казались всемогущими, Китай и СССР во весь голос заявляли свой антиамериканизм и состояли в своеобразном альянсе. Как только США утратили часть мощи, СССР и Китай разошлись, и определенный период времени каждая из сторон противостояла двум остальным. Потом, когда Советский Союз начал казаться особенно могучим, образовался своеобразный союз между Китаем и США, которые пришли к совместному очернению Советского Союза и взаимным комплиментам.
В «1984» каждая перемена союзов ведет к оргии переписывания истории. В реальной жизни в таких глупостях нет необходимости. Общественность свободно качается из стороны в сторону, принимая смену обстоятельств и не заботясь о прошлом. Например, к 1950м японцы из отвратительных злодеев превратились в друзей, тогда как китайцы совершили обратную метаморфозу, и ради этого не надо было стирать из истории Перл-Харбор. Просто всем, черт побери, было плевать.

Три сверхдержавы у Оруэлла добровольно отказываются от использования ядерного оружия, чтобы быть уверенными, что после 1945 года ни одна такая бомба не будет использована на войне. Однако, в реальности использования ОМП не случалось потому, что единственные силы с значительными запасами ядерного оружия, СССР и США, избегали войн между собой. Если бы имела место быть реальная война, то крайне сомнительно, что та или иная сторона не решилась бы нажать кнопку. В этом смысле Оруэлл промахнулся относительно реальности.

Но все же на Лондон иногда падают ракеты, что очень напоминает атаки Фау-1 и Фау-2 в 1944 году, а сам город лежит в руинах, как в 1945 году. В этом отношении «1984» не сильно отличается от 1944 года.
По факту, Оруэлл утверждает также, что к 1984 году планетарный коммунизм трех сверхдержав задушил науку, и низвел ее до бесполезности во всех отраслях, кроме имеющих военное значение. Бесспорно то, что нации более активно инвестируют в те области науки, где более очевидно военное применение результатов, но, увы, в вопросах применения нельзя отделить военное применение от гражданского.

Наука есть единое целое, и любой ее аспект можно использовать для войн и уничтожения. Так что наука не задушена, а наоборот, развивается, и не только в США и Западной Европе с Японией, но и в СССР и Китае. Научные достижения слишком велики, чтобы их можно было свести в один список, но посмотрите, например, на лазеры и компьютеры как на «инструменты войны» с безграничным мирным применением.

Подведем итоги: в «1984» Джордж Оруэлл, на мой взгляд, ведет свою личную войну со сталинизмом, вместо того чтобы пытаться предсказать будущее. У него нет умения хорошего фантаста создавать правдоподобную картину нового мира, и, практически во всех случаях, мир «1984» не имеет ничего общего с реальным миром 80-х.
Мир может стать коммунистическим, если не к 1984 году, так к какой-либо другой, не слишком отстоящей дате, или мир может увидеть смерть цивилизации. Но если это случится, оно произойдет совершенно иначе, нежели это описано в «1984», и если мы попытаемся предотвратить оба этих исхода, вообразив, что «1984» достоверно их изображает, то получится так, что мы защищаемся не с тех направлений и, в конечном счете, мы проиграем.
Оригинальный текст был опубликован в 1980 году. Текст вошел в сборник «Азимов о фантастике» 1981 года. В интернет он был выложен благодаря Новой Коммунистической Партии Британии.
Made on
Tilda