У престола Бога, в утро райских нег, все мы видеть станем красный, красный снег!
Красная Республика
Виктор Миллер
Мы не смеем говорить о социализме. Но об очертаниях диктатуры пролетариата мы сказать должны.
The Republic I would wish our fellow-countrymen to set before them as their ideal should be of such a character that the mere mention of its name would at all times serve as a beacon-light to the oppressed of every land, at all times holding forth promise of freedom and plenteousness as the reward of their efforts on its behalf.
Социализм и национализм
Джеймс Коннолли
Современная буржуазная демократия является театральной пародией на народовластие: государство, в котором из дюжины служащих избирается лишь один, не есть демократическое государство. Театрализованное представление выборов уже давно стало во всём мире предметом насмешек и презрения, и только бесполезные паразиты, типа оппозиционных анти-элит, находят избрание продавших душу дьяволу бюрократизма жиртрестов чем-то весьма интересным.

Даже хозяину мира, буржуа, нет дела до избирательного процесса, - его благосостояние не определяется цветом трусов генеральных секретарей левых, правых и центристских партий. Отчасти это связано с унификацией платформ всех массовых буржуазных партий: консервативные премьер-министры, например, Тереза Мэй, говорят о "социальной справедливости", а левые радикалы, типа Сандерса, Корбина, Ципраса или вообще какого-нибудь Хомского причмокивают о "безусловной неприкосновенности частной собственности". Почему так происходит? Ответ, в общем-то, на поверхности: экономического гегемона устраивает именно такое положение дел, а "массовые партии" занимаются прежде всего торговлей программами на потребу именно ему. Кто продаёт программу лучше, тот и получает финансирование, а затем закономерно формирует правительство. Крайние же дураки, типа либертарианцев, националистов, фашистов, коммунистов и анархистов либо прячутся по углам этих массовых партий, либо занимаются идеологической мастурбацией, совершенно безвредной и никому, кроме них самих, не интересной.

Трудовая партия, как сила противная партиям экономического гегемона, взъебывает это болото. За ней стоят кооперативы и профсоюзы, квалифицированные рабочие и простые трудящиеся, а сама эта партия стоит за вполне конкретные требования: за кооперативизацию производств, то есть за установление рабочего контроля на производствах, и за республиканизм. И если о кооперативизации нами сказано уже немало, то Республики, республиканизма и его принципов мы касались лишь поверхностно.
I. Что такое Республика и каковы основные принципы ея существования

Согласно историческому определению Цицерона, Республика есть общее дело народа, скреплённого одинаковыми воззрениями на право и общностью выгод и интересов. В сущности, одно это определение уже позволяет говорить о некотором идейном тождестве Республики и кооператива: последний, как и первая, является общим делом трудящихся, единых во взглядах на право (в кооперативе это, разумеется, право собственности и распределения благ, осуществляемого общим собранием пайщиков) и общных в выгодах (в кооперативе выгоды прямые - прибыли и лучший достаток относительно наёмных рабочих) и в интересах (в кооперативе интерес естественно заключён в увеличении производительной силы и экономического потенциала).

Между тем, это определение, как мне кажется, нуждается в некотором дополнении, поскольку оно описывает лишь самую общую фигуру того, что за фрукт Республика, не отмечая важных особенностей той конкретной Республики, что рождается в отражении кооперативной формы хозяйства на общественно-государственный механизм. Так,

Марк Туллий Цицерон
отец республиканизма
Процветание Республики и ея внутренний общественный порядок необходимо требуют от народа-учредителя Республики общности языка и культуры, а кооперативный характер ея хозяйств должен быть выражен в единстве трудового положения всех ея граждан.
Итак, определение дано и теперь нуждается в подробной расшифровке.

Принцип общего дела в Республике понимается, как прямое всенародное ведение законом и властью. Что это значит? Во-первых, примат прямой демократии над представительной, поскольку иначе Республика перестаёт быть общим делом своих граждан и превращается в частное дело отдельных своих граждан, перестаёт быть Республикой. Во-вторых, избираемость и сменяемость всех должностных лиц, их прямую ответственность перед избирателями и их судом. В третьих, общественный контроль над деятельностью государства, предупреждающий злоупотребления властью со стороны как отдельных лиц, так и их объединений в частности.

Принцип общности взглядов на право в Республике понимается, как добровольное принятие и проведение в жизнь каждым гражданином законов Республики, а так же участие в законотворчестве, гарантируемое принципом общего дела.

Принцип общности интересов в Республике понимается, как наличие общего интереса всех граждан в защите своих жизней, своего имущества и своих прав, в добровольной кооперации на внеэкономических началах для обеспечения коллективной защиты своей гражданской, культурной, языковой, экономической и любой иной свободы.

Принцип общности языка и культуры в Республике понимается, как единство источников гражданского самосознания и общности, гарантирующее благоприятные социально-культурные условия реализации прочих принципов.

Наконец, принцип общности трудового положения в Республике понимается, как принцип, согласно которому гражданином Республики является лишь тот, кто занят легальным общественно-полезным трудом в пределах Республики.


II. Гражданин Республики

Только поняв принципы существования Республики, воспроизводимой в ходе кооперативизации общества, можно сформулировать, какими качествами должен обладать её гражданин: участвующий в жизни своей Республики, трудящийся, имеющий общие взгляды на право, общие интересы и выгоды, общие язык и культуру со всеми своими согражданами. А в кривом зеркале этого образа, в свою очередь, отражается негражданин: безработный, не разделяющий республиканского взгляда на право, имеющий иной, относительно общегражданского, интерес и ставящий этот интерес выше общегражданского, не владеющий языком или не разделяющий республиканской культуры, не исполняющий гражданские обязанности.

Естественным образом два эти общественных типажа совершенно различны.
Если гражданину Республика гарантирует защиту прав и свобод, предоставляет бесплатную медицинскую помощь и бесплатное образование для не достигших совершеннолетнего возраста детей, краткосрочное пособие по безработице, то негражданам Республика не помогает ничем, поскольку они сами ничего не делают для Республики.

Негражданин
никому ничего не должен и ни от кого ничего не ждёт
Между тем, в отличие от граждан, неграждане не обязаны принимать участие в политической и общественной жизни Республики, защищать её саму, её граждан, их имущество, права и свободы от всяких угроз. Можно сказать, что при кооперативной Республике пассивный и малограмотный плебс, аполитичные маргиналы и люмпен-пролетарии, - иначе говоря, люди, либо ничего не требующие и не предлагающие обществу, либо только требующие от него, но всё так же неспособные чего-либо ему дать взамен, - наконец окончательно выбрасываются за пределы общественно-значимых процессов, самим образом своей жизни лишаются всяких, кроме элементарно-человеческих, прав. Тот же, кому есть, что доставить обществу, кто согласен с его порядками и хочет быть его частью, возвышается в этом обществе столь же естественно, как любой выживающий трудом человек возвышается над подыхающим с голода тунеядцем.

Именно в трудовой Республике впервые сходятся апостол Павел и св. Владимир Октябрьский: кто не работает, тот не ест.

III. Утопия или реальность?

Важно заметить, что кооперативная Республика возможна лишь в том условии, когда частная кооперация станет основной формой ведения большинства хозяйств: как сейчас кооперативным стало практически всё сельское хозяйство в передовых странах, типа Японии и стран ЕС, так той же стезёй необходимо должны пройти все иные массовые производства.

Отдельно стоит подчеркнуть, что невозможна Республика в условиях национализации производств, при государственной монополии рынка труда, при государственном капитализме. Это связано в первую очередь с не раз подчёркнутой как здесь, так и в прежних публикациях чертой Республики: её прямое гражданское управление обеспечивается за счёт того, что материальная жизнь её граждан воспитывается в кооперации на рабочем месте, - только это условие, определяющее сознание граждан через их бытие, позволяет им кооперировать на надстроечном государственном, политическом или общественном уровне.

Государственное руководство производством наоборот лишает бытие трудящихся всяких форм творчества, уничтожает самостоятельность и оригинальность, усугубляет отчуждение человека от других людей и от самого себя. Именно поэтому в Советском Союзе при, казалось бы, сходных с описанными выше декларациями, вплоть до принципа общности трудового положения, не было и малейшей реальной претензии на республиканский строй.

Не стоит, впрочем, рассчитывать и на частнокапиталистический сектор, поскольку индивидуальный собственник, либо акционер, отделённый от производства, относительно трудящегося мало чем отличается от государственного-собственника, разве что частников на рынке труда будет побольше, чем государств.
В вопросе о Республике и её перспективах реален только один вопрос: обгонит ли автоматизация производств их кооперативизацию, или нет? Мы, увы, не знаем ответа на этот вопрос (а то вдруг можно было бы и не писать эту статью).

Как не знает его ни один человек на Земле.
Made on
Tilda